Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Абсурдными условиями транзита украинцы хотят затянуть переговоры по газу до зимы

Абсурдными условиями транзита украинцы хотят затянуть переговоры по газу до зимы

Требования Минэнерго Украины по новому контракту на транзит российского газа демонстрируют, что Киев пока не настроен договариваться на трехсторонних переговорах в Брюсселе – считает энергетический эксперт Станислав Митрахович

Требования Украины по транзиту являются абсурдными

Напомним, что министр энергетики Украины Алексей Оржель заявил, что Украина запросит в Брюсселе десятилетний контракт с лимитом на прокачку в 60 млрд кубов газа в год, а это означает отсутствие всяких перспектив на новое соглашение с Россией.

В связи с этим, непонятно, а как воспринимать данное заявление – это начало переговоров с максимального требования, прямой саботаж переговоров или какая-то другая логика, известная только украинскому политическому руководству. Ведь украинцы не могут не осознавать, что эти требования Киева означают парализацию переговоров, ведь Москва много раз говорила, что не пойдет на такие условия.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что подобная линия со стороны Украины не способствует успеху переговорного процесса, который завтра начнется в столице Евросоюза между российской, украинской и европейской сторонами.

«Все это показывает, что в команде Зеленского толком не знают, что необходимо делать. К тому же, команда Зеленского в своем составе имеет много представителей команды Порошенко и представляет собой ее второй эшелон», - заключает Митрахович.

Как замечает эксперт, в администрации Зеленского много людей, которые были близки к Порошенко на уровне идеологии или просто работали в западных фондах, вырастивших значительное количество людей для современного украинского политикума.

«Кроме того, они были просто помощниками или соратниками предыдущих фигур. Так что, все это идейно и на личном уровне старая команда Порошенко, которая не придумала ничего нового по этому вопросу и продублировала старые требования Украины», - резюмирует Митрахович.

Митрахович считает, что 60 млрд кубов на 10 лет транзита являются совершенно несуразными цифрами, поскольку сейчас, т.е. без «Северного потока-2» и первой нитки «Турецкого потока», наша страна транспортирует через ГТС Украины 87 млрд кубов.

«В следующем году, в любом случае, будет запущена первая нитка «Турецкого потока», а также, в том или ином объеме, стартует «Северный поток-2», который в 2021-22 годах будет выходить на свои проектные мощности. Еще нельзя забывать про вторую нитку «Турецкого потока». Так что, цифра в 60 млрд при нынешнем транзите в 87 млрд кубов газа не имеет смысла», - констатирует Митрахович.

Просто обходные российские газопроводы для того и строились, чтобы лишить Украину фактора геополитического влияния. Просто здесь мы часто имели дело даже не с самим Киевом, а и с его зарубежными спонсорами, и это порой доводило ситуацию до абсурда.

По этой причине, Россия приняла решение построить ряд новых газопроводов, первым из которых стал «Северный поток-1», а уже он был продолжен «Южным потоком» и его «ребрендингом» в лице двух ниток «Турецкого потока». Затем, когда в 2014 году в Берлине поняли, что ситуацию на Украине невозможно контролировать, а украинская ГТС устаревает, возник проект «Северный поток-2».

У Украины просто нет переговорной позиции по транзиту газа

«Поэтому я думаю, что «Газпром» на такое не подпишется, из-за чего будет либо сокращение сроков, либо сокращение объемов, либо это будет вообще не контракт, а аукцион по бронированию транзитных мощностей украинской ГТС», - заключает Митрахович.

Просто согласно Третьему энергопакету, который имплементировала Украина, в случае отсутствия контракта с «Газпромом» Киев должен будет провести аукцион на свои транзитные мощности, где спрос может быть только у одной широко известной российской компании.

«В результате, «Газпром» закупит эти мощности на короткий срок без условий и без всяких обязательств, поэтому все это показывает, что нового подхода на Украине пока не возникло, вот украинцы и держатся за свою старую позицию», - резюмирует Митрахович.

По мнению Станислава Павловича, переговоры в Брюсселе закончатся предварительными консультациями, а настоящие переговоры пойдут уже к концу текущего года – в ноябре или декабре, да и то не факт, что и там будет достигнуто соглашение. По этой причине имеются большие шансы на то, что в первые месяцы 2020 года будет идти так называемый явочный транзит в счет будущего транзитного контракта.

«Проблемой украинского правительства в новой редакции является то, что там работает очень мало специалистов, а только выпускники Фондов, умеющие говорить красивые слова. Соответственно, у них просто нет какого-либо плана», - констатирует Митрахович.

Ведь ситуация является абсурдной, когда украинцы едут на переговоры в Брюссель с отсутствием желания договариваться и с условиями, которые их контрагент даже не будет слушать. В результате, просто непонятно, а чего они вообще здесь добиваются.

«Американцы сегодня контролируют практическую всю политическую элиту Украины, а у руководства компании «Нафтогаз» просто отличные отношения с Вашингтоном – например, Коболев пользуется прямой поддержкой посольства США, но это не означает, что у Зеленского здесь все туго. Поэтому нельзя говорить о том, что украинцы выполняют здесь рекомендации США. Скорее, они здесь рассчитывают на то, что поступит какое-то решение извне, которое будет направлено на спасение Украины», - заключает Митрахович.

В частности, это надежда на Евросоюз, из-за чего украинцев очень воодушевило решение Трибунала суда ЕС по Opal.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 18.09.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики