Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Мы из газа: переговоры по украинскому транзиту перешли в активную фазу

Мы из газа: переговоры по украинскому транзиту перешли в активную фазу

Москва предложила Киеву краткосрочное продление договора

Исход трехсторонних переговоров по транзиту российского газа через Украину будет известен не раньше декабря — как раз накануне истечения срока действующего соглашения. По оценке опрошенных «Известиями» экспертов, после появления в Киеве нового руководства ситуация стала несколько более определенной, а потому можно рассчитывать, что стороны, заинтересованные в сохранении транзита хотя бы на первых порах, всё-таки придут к консенсусу. Вместе с тем переговоры не ограничиваются перекачкой газа в Европу — страны ещё должны решить вопрос поставок непосредственно на Украину и урегулировать арбитражные споры «Газпрома» и «Нафтогаза».

Найти компромисс

19 сентября в Брюсселе состоялся очередной раунд трехсторонних переговоров по транзиту российского газа через украинскую территорию. Встреча прошла на уровне министров энергетики России, Украины и Евросоюза. Как и предполагалось, значительного прорыва не произошло — в частности, стороны не обсуждали конкретные объемы прокачки газа и затронули лишь правовые вопросы. Однако, как отметил глава Минэнерго РФ Александр Новак, впервые за многие годы консультации прошли в конструктивном ключе. Москва готова работать по новому европейскому законодательству и бронировать мощности для транспорта газа через Украину, подытожил российский министр.

По мнению опрошенных «Известиями» экспертов, переговоры с новым украинским руководством будут более результативными нежели с предыдущим, а потому вероятно, стороны смогут договориться до 31 декабря 2019 года (именно в этот день истекает текущий десятилетний контракт «Газпрома» и «Нафтогаза»). 

— На Украине наконец сформировались органы власти и политики готовы брать на себя ответственность. Стоит добавить сюда начало диалога между руководителями стран, который может послужить базой для дальнейших переговоров, — пояснил «Известиям» глава отдела исследования энергетического комплекса мира и России Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин. — Однако результаты переговоров скорее всего станут известны лишь под Новый год.

Глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник уверен: какого-никакого результата тройка переговорщиков достичь должна, поскольку Брюссель настроен найти компромисс между позициями РФ и Украины.

— «Газпром» намерен продолжать транзит, но на срок от года до трех лет. Украинцы же хотят на 10 лет после 2020 года, — сказал эксперт «Известиям».

Нежелание Москвы включаться в очередные долгосрочные договоренности объясняется тем, что вот-вот появятся альтернативные газопроводы, пояснил «Известиям» глава Института национальной энергетики Сергей Правосудов. В числе таких проектов — «Северный поток – 2» (СП-2) и «Турецкий поток». Их планируют запустить в 2019 году, однако сразу выйти на полную мощность они не успеют, а потому на первых порах украинский транзит будет иметь для Москвы то же значение, что и для Киева.

Газовый комплекс

Вместе с тем в переговорах РФ и Украины возникают дополнительные осложнения. Например, недавнее решение Европейского суда по нитке OPAL (сухопутная ветка первого «Северного потока», СП), отменяющее постановление Еврокомиссии 2016 года о предоставлении «Газпрому» 90% мощностей трубы в порядке исключения. Теперь компания будет использовать лишь половину потенциала трубопровода. Такое решение усиливает переговорные позиции Киева, поскольку ограничение доступа «Газпрома» к мощностям СП может привести к аналогичным решениям и по другим газопроводам — в частности, по «СП-2».

Эксперты решение суда комментируют критически. По мнению Вячеслава Кулагина, вполне логично предоставлять 50% мощностей одной компании, а на вторую половину потенциала трубопровода объявить тендер — это, безусловно, верно с точки зрения конкуренции. Однако такой сценарий актуален лишь тогда, когда на входе газопровода находятся несколько компаний.

— Здесь же кроме «Газпрома» никого нет. С учетом этого факта и был придуман механизм исключений ЕК, — отметил эксперт. — Если с поставками в Европу будут проблемы, которые приведут к росту цен, европейцы получат более дорогой газ. Более того, при 50-процентных мощностях инвесторы просто не окупят свои траты.

В контексте газовых переговоров, помимо ситуации вокруг OPAL, сторонам предстоит обсудить поставки непосредственно на Украину, а также прозрачность газотранспортной системы этой страны. Кроме того, нужно урегулировать арбитражные иски «Газпрома» и «Нафтогаза».

Москва отменила скидки для украинской компании в 2014 году. Та заявила, что с 2011-го Украина переплачивала за газ, а «Газпром» поставлял на транзит меньше ресурсов, чем было предусмотрено. К 2017 году общая сумма взаимных требований компаний превысила $60 млрд. Стокгольмский арбитраж снизил обязательные годовые закупки «Нафтогаза» до 4 млрд куб. м, отклонил большинство его требований к «Газпрому» по переплате и обязал российскую компанию возместить украинской примерно $2,6 млрд. В России решение выполнять отказались, и Киев стал требовать ареста газпромовских зарубежных активов. Параллельно с этим российский холдинг начал расторжение договоров с Украиной по поставке и транзиту топлива.

Таким образом, на данный момент у российской стороны есть два варианта действий. План А — договориться с Украиной по транзиту. Если этого сделать не удастся, то в силу вступит план Б — будут дополнены минимальные контрактные обязательства и полностью закачены все подземные хранилища газа в Европе. Александр Пасечник обращает внимание на то, что резервы заполнены до 11,4 млрд куб. м — это в два раза больше, чем в прошлом году.

Автор: Екатерина Постникова

Источник: Известия, 19.09.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики