Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Иглы престолов: чем грозят обвинения Ирана в атаках на саудовские НПЗ

Иглы престолов: чем грозят обвинения Ирана в атаках на саудовские НПЗ

В противостоянии Эр-Рияда и Тегерана не исключен военный сценарий

Саудовская Аравия представила доказательства причастности Ирана к атакам на НПЗ Saudi Aramco и дополнительно продемонстрирует их во время Генассамблеи ООН на следующей неделе. В Эр-Рияде заявили, что дроны и ракеты, атаковавшие объекты, — иранского производства и прилетели с севера. США уже готовятся ужесточить санкции против Тегерана. При этом нельзя исключать и прямого военного столкновения суннитского и шиитского государств, хотя в приоритете будет именно экономическое давление, считают опрошенные «Известиями» эксперты. По их мнению, конфликт Эр-Рияда и Тегерана вызовет крайне резкую реакцию рынка — цены на нефть могут взлететь до $80 за баррель.

Дроны пришли с севера

Вечером 18 сентября министерство обороны Саудовской Аравии представило доказательства причастности Ирана к атакам на НПЗ «Абкайк» и «Хурайс». По данным ведомства, Иран применил для удара по объектам Saudi Aramco семь крылатых ракет и 18 беспилотников.

Хотя ранее хуситы, взявшие на себя ответственность за атаку, говорили о 10 дронах. Военный представитель йеменцев уже заявил агентству Reuters, что данные саудитов и США могут быть сфабрикованы — чтобы преувеличить ущерб, нанесенный саудовским заводам.

В королевском минобороны также заявили, что траектория движения аппаратов — ее вычислили при помощи американских спутниковых снимков НПЗ до нападения и после — говорит о том, что объекты летели с севера на юг. Это тоже, по мнению саудитов, подтверждает причастность иранской стороны. Сейчас эксперты ведут точный расчет места, откуда были запущены ракеты и дроны, пояснили в ведомстве.

Там, однако, оставили без комментариев вопрос журналистов о том, нанесет ли королевство ответный удар.

В качестве доказательства прямо в зале, где проходил брифинг минобороны Саудовской Аравии, были представлены обломки дронов и ракет, якобы найденные на месте пожара у НПЗ. Представитель ведомства Турки аль-Малики подчеркнул: использованные в ходе налета крылатые ракеты аналогичны тем, что имеет на вооружении иранский Корпус стражей исламской революции (КСИР), они изготовлены в этом году. Он отметил, что крылатые ракеты не могли прилететь из Йемена, поскольку аппараты, обломки которых были найдены у НПЗ, не имеют такой дальности полета.

В конце брифинга Турки аль-Малики напомнил о Кэмп-Дэвидском соглашении между Советом сотрудничества арабских стран Персидского залива (ССАГПЗ) и США от 2015 года.

Последнее гласит: в случае агрессии или ее угрозы против любого из членов ССАГПЗ США могут потенциально применить военную силу для защиты своих партнеров в заливе.

Это можно расценивать как явное предупреждение Ирану — готовьтесь к жесткому ответу, за нас вступятся в Вашингтоне.

Повод затянуть удавку

Вряд ли Дональд Трамп решится на военные действия, как в 2018 году, когда США и их союзники нанесли ряд ракетных ударов по точкам в Сирии. Нельзя сравнивать военную мощь Дамаска и Тегерана — последний ответит одиночными ударами по всему периметру, по американским базам и судам в регионе, рассказал «Известиям» востоковед Роланд Биджамов.

Эксперт усомнился и в готовности саудитов к прямому столкновению с иранцами. Однако, если это всё же произойдет, у исламской республики — если не брать во внимание западных союзников Эр-Рияда — гораздо больше шансов на победу, уверен востоковед.

— Тегеран подготовлен именно с военно-стратегической точки зрения, у страны есть разветвленная сеть прокси плюс уровень подготовки войск. Несмотря на то, что Саудовская Аравия тратит миллиарды долларов на закупку западных вооружений, тут, как говорил Суворов, воюют не числом, а умением, — подчеркнул эксперт.

Еще один вариант решения конфликта саудитов с Ираном — ужесточить экономическое давление при помощи США, считает главный научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Владимир Исаев. Президент Трамп 18 сентября, незадолго до начала брифинга минобороны Саудовской Аравии, заявил, что поручил министру финансов существенно усилить санкции в отношении Ирана. Они будут объявлены в течение 48 часов.

— Наиболее вероятно, что Трамп и дальше будет затягивать экономическую удавку на шее Тегерана. Однако в своей послевоенной истории США в целом ввели санкции против 98 стран, и думаете, экономикой им удалось кого-нибудь свергнуть? Нет, только военным вмешательством, как это было в Ираке, в Ливии, — напомнил эксперт. — Ирану в целом не привыкать жить под санкциями — уже свыше 20 лет живет, поэтому, я думаю, республика выдержит любой экономический удар со стороны Вашингтона.

Деньги не пахнут

На фоне обострения между Эр-Риядом и Тегераном цены на нефть могут взлететь до $80 за баррель, заявил «Известиям» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

— История с саудитами очень запутанная: то они на 50% сокращают поставки и говорят, что до октября не восстановят, то вдруг за день всё восстанавливают (17 сентября королевство объявило о выходе поставок нефти на прежний уровень. — «Известия»), опровергая сами себя. Летом они дважды заявляли, что иранцы пытаются захватить Ормузский пролив, и на фоне этих сообщений цены на топливо росли как на дрожжах, но иранцы артерию так и не перекрыли, — напомнил эксперт. — Это говорит в пользу той версии, что саудиты намеренно устраивают подобные медиакампании.

Игорь Юшков отметил: не так давно королевство сместило министра нефти с формулировкой, что тот не смог повысить цены на сырье. По его словам, пытаясь втянуть США в военный конфликт с Ираном, Эр-Рияд преследует только одну цель — чтобы стоимость барреля оставалась максимально высокой. Если военная кампания всё же начнется, вероятно, Тегеран перекроет Ормуз — и это вызовет глобальный энергетический кризис, прогнозирует аналитик.

Озабоченность растущей милитаризацией и усилением напряжения в регионе чувствуют не только в региональных столицах. 18 сентября президент России Владимир Путин провел телефонные переговоры с саудовским наследным принцем, министром обороны Мухаммедом бен Сальманом Аль Саудом и обсудил атаки на НПЗ королевства.

Автор: Эльнар Байназаров

Источник: Известия, 19.09.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики