Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков рассказал, какой контракт нужет "Газпрому" с Украиной

И. Юшков рассказал, какой контракт нужет "Газпрому" с Украиной

Китай как никогда настроен на расширение закупок газа у России, в том числе СПГ, может ли это стать "мягким оружием" России на переговорах по транзиту газа с ЕС и Украиной, рассказал эксперт Игорь Юшков.

19 сентября в Брюсселе представители России, Украины и Европейского союза начнут переговоры по новому соглашению о транзите газа. ЕС стремится избежать сбоев в его импорте этой зимой. Европейские трейдеры внимательно следят за трехсторонними переговорами, так как потенциальная задержка в сделке или нарушение потоков может повлиять на цены в сезон пикового спроса зимой, при этом мало сигналов о том, что какая-либо сторона ожидает немедленного соглашения.

Давние споры о цене на газ и долге между Россией и Украиной прервали поставки в Европу в морозную погоду в 2006 и 2009 годах и это в условиях того, что более трети европейского газа поступает из России, и большая часть этого газа проходит по украинским трубопроводам. Отметим, что, несмотря на эти обеспокоенности, последняя неделя ознаменовалась решением суда ЕС по снижению пропускной способности газопровода Opal, соединяющего "Северный поток-1" с газотранспортными сетями Европы, до 50%. ЕС не может справиться с Данией, которая тормозит выдачу разрешения на прокладку труб "Северного потока — 2" в своей экономической зоне, и есть перспектива, что Северный поток -2" неизбежно постигнет судьба OPAL и "Газпрому" стоит рассчитывать только на половину его мощности.

Это все делается для того, чтобы вынудить "Газпром" использовать украинский транзит в больших объемах, чем планируется Москвой. То есть налицо политическое давление, потому что экономически использование украинской трубы несет большие риски. Как сообщил министр энергетики и защиты окружающей среды Украины Алексей Оржель по итогам заседания правительства 18 сентября, Украина будет поддерживать позицию, озвученную Еврокомиссией, а именно чтобы транзитный контракт был заключен сроком на 10 лет, в течение которых Украина должна обеспечить транзит 60 млрд кубометров газа ежегодно.

Перспективы переговоров прокомментировал для "Правды.Ру" ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и преподаватель Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков.

— Можно ли рассчитывать на долгосрочный договор и выгоден ли он России?

— Я думаю, что на долгосрочный договор вряд ли России пойдет. Скорее, мы будем настаивать на годичном контракте, как это было раньше в 2013–2016 годах. Для нас главное пройти сейчас отопительный сезон 2019-2020 годов, то есть до марта продержаться, а дальше уже будет достраиваться продолжение "Турецкого потока" от Болгарии в Сербию, Венгрию, Австрию. Будет достраиваться "Северный поток-2" по сухопутной территории ЕС. Украина, конечно, говорит о том, что необходим десятилетний контракт. И последняя их версия отстаивает такой контракт с поставками 90 миллиардов кубов в год под условия "качай или плати".

Даже в прошлом году мы столько не качали через них и вряд ли будем, потому что, как минимум, первая линия "Турецкого потока" заработает с 1 января и туда уйдет около 10-15 миллиардов кубов для Турции. Поэтому 90 уже никак не будет. Я думаю, что в рамках годичного контракта, " Газпром" может согласиться на 60-70. В этом может быть определенный компромисс. Посмотрим, настроена ли украинская сторона вообще его искать. Потому что прошлые переговорщики, прошлое руководство Минэнерго, да и руководство "Нафтогаза" открыто говорили, что они ничего подписывать не будут. Де-факто они открыто об этом заявляли: и в Twitter писали, и в Facebook. Сейчас там новые переговорщики из команды правительства, мы надеемся хотя бы определиться в позиции сторон.

— К 2020 году Украина должна перейти на европейские энергетические нормы, подразумевающие, в частности, распределение мощности на прокачку газа через аукционы. Для "Газпрома" такой вариант выгоден?

— Для "Газпрома", вообще, выгоден. Другой вопрос, успеют ли украинцы это сделать с 2020 года. А так для "Газпрома", конечно, это выгодно, потому что даже если они применят третий энергопакет, который говорит о том, что один поставщик может загрузить не более 50-70% мощности трубы, все равно, у Украины такая мощность трубы с советских времен, что нам будет предостаточно даже 50% мощности.

Аукцион — это открытая процедура. Там понятен тариф. И завысить тариф Украина не сможет уже. Поэтому Россию это устроит. Мы будем, соответственно, контрактовать объемы прокачки такие, которые нам нужно, и никаких условий "качай или плати" эти аукционы тоже не предусматривают.

— А каковы перспективы транзита газа в Китай?

— Китайцев все больше и больше беспокоит их основной поставщик — Туркменистан, потому что там непонятные внутренние процессы происходят — чуть ли не голод, дефицит и сложная экономическая обстановка. Плюс с границы Афганистана все время приходят тревожные новости о боевых действиях. Тревогу у Китая это вызывает, это раз. Во-вторых, все хуже и хуже ситуация в переговорах по торговому соглашению у США с Китаем. И де-факто Китай уже ввел заградительные импортные пошлины на американский сжиженный природный газ (СПГ). От одного поставщика он уже отказался. Поэтому ему нужно, во-первых, искать других поставщиков, во-вторых, безопасным маршрутом. Сейчас фактически весь СПГ приходит в Китай с юга через Малаккский пролив.

Там стоит флот Соединенных Штатов, и в какой-то момент Вашингтон может перекрыть эти поставки с Ближнего Востока. Поэтому, конечно, Пекин все больше смотрит в сторону России. И в "Ямал СПГ" зашел проект, который с севера в Китай будет СПГ гнать, и проект "Арктик СПГ" и трубопроводные поставки Пекин интересуют. Поэтому, я думаю, что перспективы подписания контактов с Китаем, по крайней мере, сейчас больше, чем даже 1-2-3 года назад.

— Может ли Россия шантажировать европейцев отказом от поставок им российского газа, так как России китайский вариант более выгоден? Это, например, сделало бы "Нафтаогаз" уступчивее и снял бы претензии в судах к "Газпрому"?

— Европейский рынок — это основной рынок сбыта " Газпрома". И ни по объемам продаж, ни по прибыли, который он приносит, пока что китайский рынок не может с ним сравниться. В Европу "Газпром" в прошлом году около 200 миллиардов кубов газа поставил. А в Китай — 38 миллиардов намечено гнать по "Силе Сибири". Даже если газ пойдет и по второй трубе (еще столько же), все равно это в сумме меньше, чем европейская поставка.

Для "Газпрома" не стоит вопрос "или, или". У него уже даже разработанных месторождений хватает на то, чтобы загрузить и европейское направление, и с этих же месторождений западносибирских отправить газ в Китай. Поэтому для него это расширение рынка сбыта, а не выбор между ними.

Источник: Pravda.ru, 19.09.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики