Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Драма пока не просматривается»

«Драма пока не просматривается»

Константин Симонов — об инциденте с трубопроводом «Дружба»

С трубопроводом «Дружба» снова возникли проблемы: прокачка нефти была прервана на девять часов. По словам советника президента «Транснефти» Игоря Демина, поставки топлива возобновились в понедельник утром. Ранее польский оператор PERN S.A., который поставляет по «Дружбе» нефть на НПЗ в Польше и Германии, сообщал, что вечером в воскресенье произошла утечка из-за попытки нелегальной врезки в трубопровод. Из-за этого топливо разлилось на площади около 30 квадратных метров. Очередной инцидент может негативно отразиться на репутации России как поставщика нефти в Европу, отметил в прямом эфире директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

— Насколько серьезна приостановка прокачки на девять часов и разлитие топлива?

— Судя по информации, которую предоставила «Транснефть», уже в районе 5 утра по московскому времени в понедельник прокачка была восстановлена. Поэтому пока говорить о какой-то серьезной катастрофе, сопоставимой или даже близко подбирающейся по последствиям к истории конца апреля с попаданием дихлорэтана в трубу, конечно, пока не приходится. Я не до конца понимаю, какая там могла быть незаконная врезка на польской территории. Но, тем не менее, пока, с точки зрения технологический последствий, масштаба аварии, самое главное — «Транснефть» говорит, что прокачка уже с утра была восстановлена.

История с «Дружбой» имеет очень много измерений, в том числе и внутрироссийское — она породила настоящую войну двух государственных компаний «Транснефть» и «Роснефть», с этим еще предстоит нам разбираться, идет дискуссия на тему изменения системы контроля за пунктами учета нефти и прочее, прочее, прочее.

Но есть, конечно, и внешние измерения, связанные с репутацией России как поставщика энергоносителей — здесь тоже много в нас стрел было направлено. Вот в контексте вопроса, насколько надежна Россия как поставщик углеводородов в Европу, самое главное — чтобы такого рода истории не носили длительный характер. Пока все-таки я вижу, что драма не просматривается.

— Но это очередной инцидент за довольно небольшой промежуток времени. Можно ли говорить, что речь идет о каких-то системных проблемах?

— Верно, эта история никак не рассосется, извините за грубое слово. Ведь, по сути дела, это произошло, напомню, еще в апреле, то есть мы уже пять месяцев фактически находимся в ситуации, когда эта история постоянно о себе напоминает. В том числе и новостями из-за рубежа — и забастовки на немецких заводах, и заявления Лукашенко, что они северную часть «Дружбы» у России отберут. Вот теперь, значит, польская врезка. Не говоря уже про то, что до сих пор нет, вообще, понимания, а что произошло с нефтепроводом «Дружба». Никакого официального ответа нет. Правительственные комиссии создавались, но никаких результатов, выводов мы не видим. Нам за пять месяцев внятно не объяснили: что случилось, кто виноват, какие выводы из этого будут сделаны. Поэтому, конечно, в такой ситуации, когда даже мы внутри страны не разобрались, такого рода внешние новости нам, безусловно, улыбок на лице не добавляют.

— Этот случай может быть неким аргументом в споре между «Роснефтью» и «Транснефтью»?

— Здесь все-таки посложнее. Почему? Эта история произошла на территории Польши. Как вы понимаете, «Транснефть» не имеет возможности управлять этой системой на польской территории, там есть польская компания, которая занимается транспортировкой нефти через свою территорию. Поэтому и предъявить здесь претензии довольно сложно. История с немецкими заводами другая — там-то собственником сама «Роснефть» является. Неслучайно «Транснефть» так открыто обвинила «Роснефть», что она сама подогревает интригу. Но в случае с Польшей «Роснефть» акционером не является, поэтому я в этом случае какого-то российского следа, честно говоря, не вижу. Но, правда, у нас и других случаев хватает — с ними бы разобраться.

Беседовала Наталья Жданова

Источник: Коммерсантъ FM, 23.09.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики