Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Практика использования смешивания нефти является распространенной, и ожидать решений правительства по отказу от нее пока вряд ли приходится"

"Практика использования смешивания нефти является распространенной, и ожидать решений правительства по отказу от нее пока вряд ли приходится"

Станислав Митрахович - эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности

ПАО "Транснефть" выпустила информационное сообщение «в связи с появившимися публикациями по ограничению поставок на НПЗ нефти с содержанием хлорорганических соединений выше 1 ppm».

В релизе компании от 23 сентября 2019 года приведены данные о содержании хлорорганических соединений (ХОС) в нефти, сдаваемой подразделениями ПАО «НК «Роснефть» на различных пунктах сдачи-приемки нефти.

За 8 месяцев 2019 года, говорится в информационном сообщении, ПАО «НК «Роснефть» произведена сдача нефти в систему ПАО «Транснефть» в количестве 131,1 млн. тонн со средневзвешенным содержанием ХОС − 1,7 ppm. При этом по отдельным регионам добычи нефти компании ПАО «НК «Роснефть» (Оренбургская область, Удмуртия, Башкирия и Центральная Сибирь) сейчас осуществляет сдачу нефти в систему ПАО «Транснефть» с содержанием ХОС до 4,0 ppm.

«Транснефть» в своем документе указывает, что модернизация технологических установок на НПЗ проектировалась исходя из поставляемой на заводы нефти с содержанием ХОС в соответствии с ГОСТ Р 51858-2002 «Нефть. Общие технические условия» (введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 16.08.2005 N 212-ст), в котором был установлен предельный норматив ХОС в нефти в количестве до 10 ppm.

Ранее, в августе председатель Совета директоров ПАО «НК «Роснефть» Герхард Шредер в письме на имя премьера Дмитрия Медведева предлагал ужесточить нормативы содержания ХОС в нефти с нынешних 6 ppm до 1 ppm.

Комментарий эксперта.

Противостояние "Роснефти" и "Транснефти" вышло на тот уровень, при котором разрешение конфликта и нахождение компромисса возможно лишь при фасилитации с участием высшей власти - в полной мере это касается и технических аспектов нефтяного бизнеса, связанных с предельным уровнем хлорорганики в нефти. Отдельно взятые экспертизы со стороны компаний, пусть и столь крупных, как вовлеченные в конфликт российские игроки, уже не могут играть роли сами по себе. Необходимо назначение дополнительных экспертиз с привлечением сразу нескольких правительственных служб, включая Минэнерго и профильные надзорные ведомства. До сих пор роль этих надзоров была недостаточной и даже уклоняющейся от активного разбирательства относительно проверки заявлений и технических экспертиз компаний.

Если говорить о компаундировании (смешивании) нефти, то эта практика является распространенной, и ожидать решений правительства по отказу от нее пока вряд ли приходится, если только речь не идет об использовании нефти с критическим уровнем загрязнения, тут возможны отдельные решения регуляторов. В целом для такой большой страны, как РФ, с разными регионами добычи нефти, отличающейся по физико-химическим свойствам, с большими расстояниями и объективно разным состоянием НПЗ использование механизма смешивания нефти, при котором происходит некое усреднение качества продукта, вполне оправдано - даже если для производителей самой лучшей по коммерческим характеристикам нефти это не всегда выгодно. Иначе придется строить дополнительную большую транспортную инфраструктуру (например, для разных сортов нефти или разного, сильно отличающегося уровня ppm), что, опять же, потребует дополнительных расходов.

Что касается внешних потребителей, то текущий уровень физико-химических характеристик российской нефти их вполне устраивает. Глобально можно строить стратегию на перспективу на повышение качества экспортной нефти (чтобы уйти от "дисконта Urals" и т.п.), но тут же прописывать расходы и тех, кто их понесет.

Шредер выступает как топ-менеджер "Роснефти", выражающий позицию своей компании, это его полное право. Но с учетом опыта и веса Шредера в мировой политике было бы с точки зрения национальных интересов России интересно видеть его не столько как вовлеченного во внутрироссийский конфликт человека, а как "гранда политики", работающего именно на международном направлении по части снижения опасений и претензий в Европе относительно последствий аварии на "Дружбе" и в целом относительно российско-европейской кооперации в энергетике.

Опубликовано: ИРТТЭК, 27.09.2019 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики