Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Если льготы не давать, тогда добыча будет сокращаться"

"Если льготы не давать, тогда добыча будет сокращаться"

Игорь Юшков – ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, старший преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ

Директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов на Московском финансовом форуме заявил, что в настоящее время около 50% проектов в российской нефтедобывающей отрасли пользуются льготами по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а ежегодная сумма этих льгот в 2018 г. достигла 1,08 трлн руб. по сравнению с 459 млрд руб. – в 2013 г., когда льготы получали лишь 27% проектов в сегменте добычи. В Минфине ожидают, что к 2033 г. доля льготируемой добычи нефти в Российской Федерации вырастет до 90% от совокупно налогооблагаемой.

Нельготируемая добыча, по мнению Минэнерго, будет падать.

В то же время Сазанов сказал, что рост объема льгот «абсолютно не приводит» к увеличению объема инвестиций в нефтедобывающий сектор. Средства, высвободившиеся у компаний благодаря льготам, направляются на дивиденды, выкупы акций, погашение кредитов, но не направляются в инвестиции.

При этом Сорокин признал, что потери бюджета будут значительнее, если государство не будет поддерживать нефтяников льготами. Сорокин сказал, что льготы в 2018 г. в 1 трлн руб. по льготируемым категориям добычи принесли дополнительных налогов 1,7 трлн руб.

Комментарий эксперта.

Ситуация с себестоимостью добычи нефти в России действительно серьезная. Большая часть нефти добывается на старых, запущенных в советское время месторождениях гигантах. И эти участки уже перешли в стадию естественного истощения и падения производства. А новых крупных проектов не так много. Россия не уникальна в этом плане. Многие страны сталкивались с подобной проблемой. И все идут по пути стимулирования добычи в том числе за счет налоговых льгот. Так, анпример уже к 1970-м годам власти США поняли, что в перспективе добыча нефти и газа в стране будет снижаться и начали предоставлять налоговые льготы для любых нетрадиционных разработаток.

В итоге в комплексе с рядом других факторов, налоговые льготы привели к "сланцевой революции" и к тому, что США сейчас мировые лидеры по добыче нефти и газа и от статуса крупнейшего импортера перешли в статус нетто экспортера нефти и газа. В России также объективно необходимы льготы для проектов добычи нефти и газа. С этим фактически никто не спорит. Проблема в том, как распределяются эти льготы и эффективно ли работают. Именно в направлении адрестности и четкого контроля мы и должны идти.

Если льготы не давать, тогда добыча будет сокращаться (остановятся старые месторождения, добыча на которых возможна только пи применении затратных методов технологий и не начнется на новых месторождениях, где стартовые затраты велики). А снижение добычи будет означать, что нефтяники не будут обеспечивать заказами другие отрасли, люди будут терять работу, а они тратят получаемые деньги в основном в России, значит произойдет спад экономической активности во всей экономике и т.д. Поэтому стоит согласиться с Минэнерго, которое говорит о том, что льготы для нефтяников себя окупают.

Проблему подобных споров должна была решить реформа - переход на НДД. Смысл этого налога в том, что компании платят мало налогов или платят вовсе, когда у них нет прибыли (на старте или при завершающей стадии проектов). Но когда у них добыча достигла пика и высокая прибыль, то налогов они должны платить больше. Таким образом, предоставление льгот должно происходить не по принципу "А вот тем компаниям дали льготы и нам дайте", как это у нас происходит зачастую, а исключительно технически - когда встает вопрос о том, что без послаблений производства и вовсе не будет.

Опубликовано: ИРТТЭК, 24.09.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики