Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > С. Митрахович: Перераспределение объемов льгот и налогов выглядит как отсутствие полноценной стратегии развития

С. Митрахович: Перераспределение объемов льгот и налогов выглядит как отсутствие полноценной стратегии развития

Минэнерго России предлагает для поддержки переработки сжиженных углеводородных газов (СУГ) ввести обратный акциз на уровне 7,3 тыс. рублей за 1 тонну в целях стимулирования создания в РФ новых пиролизных мощностей данного направления. Предложение было рассчитано исходя из базовой цены на нефть в $60 за баррель и курса доллара в 66 рублей.

Общие расходы на эти цели могут составить 55-60 млрд рублей в год. Минэнерго предлагает брать их из тех 350 млрд рублей, которые Минфин получит за счет бессрочного продления повышенного НПДИ для нефтяников.

О том, насколько данные меры реальны и смогут ли они помочь отрасли переработки СУГ, Агентству нефтегазовой информации рассказал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович:

- В попытках ограничить усилия лоббистов добиться налоговых льгот или иных форм поддержки от государства, российские финансовые власти никак не могут отойти от иной крайности — от политики «тришкиного кафтана».

Последняя предполагает, что все льготы для бизнеса должны быть компенсированы налогами, так же через налоги должны возвращаться субсидии. В крайнем случае можно переложить налоги с одного сегмента бизнеса (в том числе внутри ТЭК) на другой.

Минфин прямо заявляет, например, что субсидии переработчикам нефти должны быть компенсированы через рост НДПИ. А субсидии переработчикам СУГ нужно компенсировать за счет увеличения экспортной пошлины на этот товар. Но с таким подходом хоть и можно снизить излишние запросы лоббистов (а с учетом «арктической и СПГ-манией» в России лоббистов будет все больше), но в итоге «с водой будет выплеснут и ребенок».

Стимулировать производство только за счет перераспределения средств из одних статей в другие невозможно, льготы нужно именно давать, а не «давать и тут же забирать через иные каналы». Минэнерго в этом вопросе находится предсказуемо на стороне индустрии, пытаясь играть в «логику Минфина наоборот»: «если налоги повысили, то теперь в обратном направлении можно дать льготы бизнесу, хотя бы из другого сегмента». Отсюда и предложение Минэнерго России предоставить льготы переработчикам СУГ из объемов увеличенных выплат по НДПИ, поступающих в бюджет в силу недавних решений по этому налогу.

В долгосрочном плане все эти маневры на уровне правительства с перераспределениями объемов льгот и налогов выглядят как отсутствие полноценной и долгосрочной стратегии развития, которая бы предполагала реальные налоговые послабления с целью качественного развития хотя бы перспективных и прорывных сегментов ТЭК, к которым относится и газохимия.

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 30.09.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики