Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Энергетический прорыв в XXI веке: глобальная газовая перспектива для России

Энергетический прорыв в XXI веке: глобальная газовая перспектива для России

«Финансовая газета» провела на заседание своего дискуссионного клуба и обсудила вместе с экспертами стратегию и тактику прорывного выхода из глобального газового тупика.

С 1 января 2020 года прекратит действие долгосрочный договор между «Газпромом» и «Нафтогазом» о транзите российского газа по украинской ГТС в страны Евросоюза. В прошлом году по украинским трубам было прокачано более 86 млрд кубических метров. Всего же в страны ЕС и Турцию были поставлены рекордные 200 с лишним кубометров. Киев под разными предлогами затягивает переговорный процесс. «Нафтогаз» и Еврокомиссия требуют заключить новое 10-летнее соглашение с обязательством прокачивать в ЕС ежегодно не менее 60 млрд кубов (+30 млрд по мере необходимости). «Газпрому» это не выгодно. Украинский транзит втрое дороже поставок по газопроводам «Ямал-Европа» и «Северный поток-1». Под вопрос ставится и окончание строительства «Северного потока-2».

К тому же «Нафтогаз» продолжает судебные тяжбы против «Газпрома» в Стокгольмском арбитраже. В прошлом году «Газпрому» присудили выплатить украинской компании $2,6 млрд, хотя этот вердикт оспаривается. В этой связи российский министр энергетики Александр Новак предложил для начала «обнулить» с обеих сторон все решения Стокгольма, «Газпром» же предлагает продлить транзитное соглашение, но всего лишь на 12 месяцев – к 2021 году необходимость масштабного украинского транзита может вообще отпасть. Если компромисс не будет в ближайшее время найден, дефицит газа на европейском рынке станет неотвратимым. Ситуация становится еще более тупиковой из-за попыток США заменить российский трубный газ своим дорогостоящим СПГ. Не за горами и обострение конкурентной борьбы на формирующемся мировом рынке СПГ, куда будут втянуты российские, американские и катарские производители сжиженного топлива.

Стратегию и тактику прорывного выхода из глобального газового тупика предложили авторитетные российские эксперты, которых «Финансовая газета» пригласила на заседание своего дискуссионного клуба:

Виктор Калюжный, президент Консорциума «Союзнефтегазинвест», бывший министр топлива и энергетики РФ (1999-2000);

Алексей Гривач, заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности;

– Наталья Мильчакова, заместитель руководителя Информационно-аналитического центра «Альпари»;

– Владимир Гуревич, эксперт РАНХиГС;

– Наталия Лебедева, генеральный директор ООО «Миравиль Груп», старший преподаватель Финансового Университета при правительстве РФ;

– Юрий Гончаров, генеральный директор «Финансовой газеты» и ГК «Результат»;

– Константин Смирнов, главный редактор «Финансовой газеты», модератор заседания клуба.

 

«Плотный коллектор»

Алексей Гривач:

- Тема «Глобальный газовый передел» остра – звучат газовые войны, газовое оружие, но я хотел бы сделать немного другой акцент. Сейчас в принципе речь идет о переделе мировой энергетике в пользу газа.

Если XIX век – век угля, XX – нефти, то какой будет XXI? Предполагалось, что баланс плавно перетечет в сторону более чистого, более экономически эффективного и имеющего большие запасы и перспективы разработки природного газа. Но в какой-то момент на Западе, который является законодателем мод, возникло ощущение, что это большой риск для них, потому что большая часть запасов газа сосредоточено даже не в большом количестве стран, не входящих в периметр западного мира, а просто в 3–4 странах. То есть создание «газового ОПЕКа», как некая глобальная угроза, рассматривается серьезно. Во многом из-за этого сам процесс формирования глобального рынка газа шел не так быстро и не соответствовал тому потенциалу, который имеет газ в мировой энергетике. Формирование свободного рынка газа могло бы привезти к очень серьезному геополитическому усилению стран, обладающих этими ресурсами.

Ситуация изменилась после того, как США начали интенсивно разрабатывать запасы, извлекаемые из плотных коллекторов, то что называется «сланцевый газ». К потенциальным участникам газового мирового картеля присоединились и США. Сейчас уже про газ говорят в более комплементарных фразах, но все-таки попытка проскочить эту историю и сразу перейти к возобновляемой энергетике, шагнуть в светлое безуглеродное будущее до сих пор предпринимаются. Хотя – с точки зрения физики, статистики и экономики – понятно, что с нынешних 3% уйти в какую-то доминирующую роль возобновляемых источников энергии в ближайшее десятилетие не представляется возможным и энергобаланс будет сдвигаться именно в сторону газа. Пока же лидирующим источником является уголь, поэтому немецкие элетромобили будут ездить на энергии, получаемой из угля.

Евросоюз является крупнейшим нетто импортером газа в мире, хотя крупнейший потребитель – это все-таки Северная Америка. Но в Европе очень высок уровень зависимости от внешних ресурсов. По итогам 2018 года, она составила 350 млрд кубометров – следствие опережающего снижения внутренней добычи газа. С 2010 по 2018 год производство газа снизилось примерно на 85 млрд кубов – до 40% от общей добычи, и эта тенденция – долгосрочная. При этом есть климатическая повестка: надо отказываться от угля. Считается, что европейский рынок газа не будет расти, но потребности в импорте, очевидно, будут увеличиваться. Хотя, по нашим оценкам, будет расти в абсолютном выражении и потребление газа при наличии доступа к достаточным ресурсам, адекватной энергетической политике, и привлекательных ценах на этот ресурс.

Энергетическая политика ЕС направлена против российского газа, попытки снизить зависимость от него шли с 2010 по 2014 год, однако физически поставки российского газа в ЕС держались на одном уровне, а доля России росла из-за падения самого рынка. А с 2014 года начала увеличиваться и доля рынка и объемы физического потребления российского газа. Причем за эти четыре года мы забрали из 90 млрд прироста импортной ниши 50 млрд, то есть в районе 60%. Это серьезно, это выше психологической отметки, очерченной в 1980-е, когда Европа «бодалась» с Америкой за право закупать советский газ.

В первом полугодии 2019 года произошло серьезнейшее изменение на европейском рынке – более чем в 2 раза выросли поставки СПГ, при этом российский объем поставок трубного газа практически не пострадал. Но почему это произошло? Не потому, что СПГ стал каким-то сверхконкурентным на европейском рынке. Дело в том, что масштабные вводы терминалов наложились на замедление спроса в Азии, на Ближнем Востоке, Латинской Америке – за исключением Китая, в остальном мире спрос на газ приостановился. Плюс аномально теплая погода и в Азии, и в Европе. В результате, кроме Европы, СПГ плыть некуда. Вот эти масштабные объемы газа – они туда и приплыли, но там они работали в основном «на склад», за счет этого запасы газа в основном пополнялись ПХГ, где-то на 2/3. Этот-то переизбыток и привел к обвалу цен. С $360 за тысячу кубов год назад до порядка $140 в августе. Драматическое падение в 2,5 раза произошло из-за этого притока. Испытывают ли поставщики СПГ радость от завоеванной доли рынка? Сомневаюсь – они теряют деньги.

Теперь, если вернуться к теме газового передела: что означает переизбыток рынка, как на него реагировать? Поставщики могут уменьшать поставки, какие-то не выдержать конкуренции и перестать производить этот избыточный газ. Но очевидно, что в этой геополитической истерии вряд ли кто-то решится прикрутить кран.

Источник: Финансовая газета, 28.09.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики