Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Месяц затишья сменился ростом цен

Месяц затишья сменился ростом цен

Почему стоимость топлива увеличивается

Бензин опять начал дорожать. За прошлую неделю цена за литр 95-ого в среднем увеличилась на пять копеек, следует из данных Московской топливной ассоциации. Некоторые АЗС повысили стоимость бензина на 15-20 копеек. Динамику подтверждают и данные Росстата. Хотя до этого стоимость топлива оставалась неизменной больше месяца. С чем это связано? И ждать ли дальнейшего роста цен? Разбирался Владислав Викторов. 

После того, как с 1 июля перестало действовать соглашение нефтяников с правительством о заморозке цен на топливо, сразу появились новости о том, что дизель подорожал на 64 копейки. Изначально это показалось доказательством, что без ручного управления топливо неизбежно начнет дорожать. Но затем последовало затишье, и лишь в конце августа Росстат сообщил о незначительном росте цен на бензин в Москве на две копейки. Это повторилось и в конце сентября, и как говорит руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов «копеечный» рост продолжится до конца года и виной тому – инфляция: «Когда Росстат фиксирует рост цен, это означает лишь то, что владельцы АЗС и крупные компании подтягивают цены под условия инфляции. Это всегда происходит задним числом. Большинство подтягивают уровень цен под цены окружающих АЗС, отсюда фиксация роста. До конца года мы увидим рост в пределах инфляции».

В понедельник Московская топливная ассоциация сообщила, что за прошлую неделю в столице литр 95-ого в среднем подорожал на пять копеек. Но самый заметный рост показали АЗС компании «Роснефть» и связанная с ней «ТНК-Столица» — почти 20 копеек. В самой компании “Ъ FM” заявили, что не понимают, откуда взялись эти данные.

Впрочем, такой рост укладывается в прогнозируемый уровень инфляции в 4,5%. Именно на столько компании могут повышать стоимость топлива, говорит руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. А с начала года рост составил меньше 2%, добавил он: «Сейчас какие-то изменения в несколько копеек допустимы вполне. По итогам года мы можем получить чек, который укладывается наконец-то в нормы годовой инфляции. Не забывайте, что кнут никто не отменял. Не раз глава Кабмина заявлял, что при каких-то бифуркациях мы можем увидеть и заградпошлины. Нефтяники предпочитают не рисковать экспортом».

Не стоит забывать и о том, что октябрь — это время активных плановых ремонтных работ на нефтеперерабатывающих заводах. И нередко это приводит к небольшому дефициту. К тому же скоро на АЗС появится зимний дизель, который традиционно дороже летнего, поэтому в ближайшее время цены на это топливо будут расти заметнее, отмечает представитель Московского межрегионального нефтяного союза Юрий Зуев. Но на днях Владимир Путин подписал закон о повышении акцизов на бензин пятого класса. С нового года они увеличатся на 3,5% и вот это заметит каждый автовладелец, говорит Юрий Зуев: «Акцизы — это дополнительные налоговые сборы. Это ударит по карману производителей нефтепродуктов.

Но, как правило, когда у нас возрастают дополнительные сборы, нефтяники перекладывают это на покупателя.

Когда у нас стимулировали производство нефтепродуктов пятого класса, эти продукты были освобождены от акцизного налогообложения. Сейчас планомерно все перешли на производство бензинов пятого класса — все вернули на круги своя».

Очевидно, что бензин и дальше будет дорожать, пусть и медленно. Но россияне это вряд оценят. Судя по опросам ВЦИОМ, как раз из-за высоких цен на топливо почти половина россиян готова отказаться от частых поездок на автомобилях. А в качестве альтернативы большинство пересели бы на велосипед. Ранее Владимир Путин подписал закон, который должен сдержать рост цен на бензин. В нем предусмотрены компенсации нефтяникам за поставки топлива на внутренний рынок вместо экспорта. Их будут выплачивать, если цены при продаже горючего за рубеж будут выше внутренних. Это позволит избежать дефицита топлива в России, а значит и роста цен.

Источник: Коммерсантъ FM, 01.10.2019 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики