Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Для участия в ливийской энергетике РФ нужны политические и финансовые гарантии

Для участия в ливийской энергетике РФ нужны политические и финансовые гарантии

Любые инвестиции России в нефтегазовый сектор Ливии являются высокорисковым предприятием – считает руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Ливия пока не является перспективным нефтегазовым рынком для РФ

Дело в том, что глава ливийской Национальной нефтяной компании Мустафа Саналла заявил, что провел переговоры с компанией «Газпром» насчет возможности возобновления в Ливии работы данной российской компании, причем этот вопрос будет еще раз обсужден в текущем месяце.

Примечательно, что эта государственная нефтегазовая структура Ливии и компания «Газпром» во второй половине нулевых годов подписали большой пакет контрактов, причем в их основе были серьезные уступки со стороны России. Например, основанием соглашения 2008 года являлось решение президента РФ Владимира Путина простить Триполи задолженность в 4,5 млрд долларов советских времен взамен на перспективные контракты в нефтегазовой сфере.

Как мы хорошо знаем, эти соглашения просуществовали недолго, поскольку после победы представителей «Арабской весны» в Ливии и убийства ливийского лидера Муаммара Каддафи, новая «власть» демонстративно заявила о разрыве всех контрактов с Россией.

Конечно ливийцы одумались, поскольку Запад им быстро показал, что экономические и политические проблемы «новой» Ливии его не касаются, поэтому разговоры о восстановлении сотрудничества с Россией идут в Триполи, как минимум, пять лет.

«Если внимательно посмотреть на Ливию, то несложно догадаться, что эта страна представляет собой, мягко говоря, рисковую территорию. С работой в Ливии связано слишком много экономических, политических, военных и социальных рисков», - заключает Перов.

Как считает эксперт, мы на сегодняшний день не можем прогнозировать, что случится с этой страной в течение года, не говоря уже про больший срок, а ведь нефтегазовый сектор тем и отличается, что планирование здесь рассчитывается на десятилетия вперед.

«С другой стороны, очевидно, что оба ливийских правительства заинтересованы в привлечении инвестиций в данное государство, которое оказалось в очень непростой ситуации после всех перипетий гражданской войны», - констатирует Перов.

В то же время, конфликт в Ливии не закончен, там усиливают свои позиции радикалы и экстремисты. Перов считает, что данный фактор серьезно ограничивает возможности к участию в любых проектах в Ливии и даже делает их в таких условиях безрассудными.

«Другой вопрос, если рассматривать развитие ситуации в Ливии в долгосрочном порядке, то вполне возможно, что Россия будет участвовать в ливийских проектах, но мы знаем ситуацию с Венесуэлой, куда Москва агитировала участвовать многие российские нефтегазовые компании. В то же время, сейчас с Каракасом продолжает работать только государственная «Роснефть», - резюмирует Перов.

По словам Александра Валентиновича, эта ситуация актуальна в ливийском вопросе из-за того, что у «Роснефти» возникли проблемы с возмещением своих вложений в Венесуэлу, а ведь это политически стабильная страна. По этой причине по поводу Ливии российские компании будут очень долго думать.

«К тому же, у России есть более привлекательные и перспективные рынки – например, африканские страны, где по газовому направлению актуален Мозамбик, не говоря уже о других государствах макрорегиона Южной Африки», - заключает Перов.

Более того, как замечает эксперт, сейчас идут разговоры о том, что нужно увеличивать инвестиции в нефтегазовую добычу в России, поэтому нашей компании «Газпром» есть куда тратить свои средства. Ведь понятно, что ливийцы обратились к российской стороне не просто так, а в расчете на то, что «Газпром» проинвестирует из своих средств весь комплекс инфраструктурных работ в этой стране.

Российские компании не будут работать в Ливии без гарантий

«До событий 2011 года Ливия входила в число основных поставщиков газа в Евросоюз и представляла собой важнейший источник по получению данного сырья европейской экономикой, сейчас поставки также идут, но в небольшом объеме», - констатирует Перов.

Между Ливией и Италией существует газопровод, по которому сырье и шло в Евросоюз. Данное обстоятельство обострило итальянскую политику по Трансадриатическому газопроводу, а также увеличило интерес Рима к поставкам газа из России. Это, кстати говоря, технически скоро будет возможным, когда вторую нитку «Турецкого потока» дотянут до Турции вместе с газопроводом TANAP.

«Для Италии Ливия была ключевым поставщиком газа, но сейчас ее роль минимальна», - резюмирует Перов.

Такое сотрудничество Италии и Ливии является логичным – во-первых, эти страны близко расположены территориально, а, во-вторых, Ливия с 1911 по 1951 год была итальянской колонией и территориально сформирована эта страна была именно под властью Рима.

Таким образом, перспективы сотрудничества России и Ливии в сфере энергетики зависят, во-первых, от качества отношений между Москвой и Триполи, во-вторых, от гарантий, которые могут дать российским компаниям ливийские власти в контексте защиты их инвестиций, в-третьих, от решения вопроса о вложениях, что были сделаны до 2011 года. В-четвертых, нужно выяснить, кто за все это будет платить.

Консультации идут, и это нормально, но до заключения соглашения здесь очень далеко.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 02.10.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики