Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Изгнание из рая: через 10 лет российская нефть не будет нужна никому

Изгнание из рая: через 10 лет российская нефть не будет нужна никому

Нефть, единственная надежная “рабочая лошадка” российской экономики, может стать невостребованной на мировом рынке уже через десять лет, прогнозируют в Министерстве энергетики РФ.

В докладе “Энергостратегия РФ на период до 2035 года” говорится, что “начавшийся в 2014 году геополитический кризис” (как в документе эвфемистично называют западные санкции против России) накладывается на внутренние проблемы.

К числу последних Минэнерго относит низкую конкурентоспособность и экспортно-ориентированную модель российской экономики, низкие темпы экономического роста, ухудшение ресурсной базы и технологическая отсталость российского ТЭК, и ряд других факторов, каждый из которых служит гвоздем в крышку гроба отечественной углеводорододобычи.

Помимо число нефтегазовых показателей, доклад Минэнерго также содержит прогнозы на численность населения России. По мнению авторов прогноза, оно сохранится на уровне 2015 года (авторы явно не читали вышедший днем ранее доклад Минэкономразвития, в котором к 2024 году в России ожидается начало прироста населения).

Минэнерго признаёт, что ждать отмены санкций при жизни нынешнего поколения российских политиков не приходится: Россия будет лишена надежд на приток иностранных инвестиций и доступа к передовым технологиям.

Прогнозы Минэнерго следует воспринимать не как некролог по российской экономике, а как призыв к правительству пересмотреть приоритеты ее развития, считает руководитель Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

В докладе всё сказано правильно: собирать с ТЭК налоги в том количестве, в котором мы привыкли за последние 25 лет, вскоре станет невозможным – потому что даже в оптимистичном сценарии предполагается всего лишь сохранение нефтедобычи на текущем уровне. А значит, эти выпадающие доходы бюджета придется каким-то образом компенсировать из других источников,– сказал он СНЕГ.TV.

Представители ТЭК все последние годы буквально атакуют правительство челобитными, умоляя снизить налогообложение отрасли, и эту позицию полностью разделяют и Минфин, и Минэнерго.

Мы подошли к моменту, когда советские месторождения и нефти, и угля, исчерпаны, а разработка новых связана с увеличением затрат и снижением прибыльности добычи. Никто не станет качать нефть, если она не приносит прибыль. Поэтому, чтобы сохранить нефтегазовую отрасль в принципе, иного выхода, как снизить ее налогообложение, не существует,– говорит Симонов.

Однако снизить налоги с ТЭК означает, что их надо будет поднять для всех прочих секторов экономики – что, разумеется, там воспринимают без восторга и обвиняют энергетиков в отраслевом эгоизме. Пройти между этими Сциллой и Харибдой сложно, но можно, считает эксперт.

Для этого надо развивать новые отрасли, которые смогут генерировать прибыль и тем самым создавать налогооблагаемую базу. Потому что государство не обязано доплачивать ТЭК за поддержание его деятельности,– подчеркивает он.

С ним согласен партнер консалтингового агенства RusEnergy Михаил Крутихин.

Чтобы извлекать труднообываемую нефть, надо не только строить инфраструктуру для разбросанных на огромных территориях месторождениях, но и применять новые технологии ее добычи, вроде гидроразрыва пласта– объяснил он.

Объективные причины в данном случае вступают в негативную синергию с причинами субъективного характера, указывает Крутихин.

Для того, чтобы не просто переломить тенденцию к снижению нефтедобычи, а хотя бы поддерживать его на текущем уровне, нефтяникам нужны деньги. Но руководство страны не может давать им деньги безоглядно — потому что для этого придется отнимать их у кого-то другого. А общественное мнение очень негативно относится к любым попыткам помогать “бедствующим” нефтедобытчикам за счет других отраслей,— говорит эксперт.

Чтобы компенсировать выпадающие нефтяные доходы бюджета, придется “выдоить” до предела прочие сектора экономики. По расчетам Минфина, не-нефтегазовые доходы должны вырасти на 60%, сборы НДС – на 100%, общая налоговая нагрузка на несырьевой сектор – с 26,9% до 28% ВВП.

Автор: Игвар Аржан

Источник: Снег.TV, 08.10.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики