Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Финансовый саудит: к добыче нефти в Сибири могут привлечь инвесторов из КСА

Финансовый саудит: к добыче нефти в Сибири могут привлечь инвесторов из КСА

Компания «РуссНефть» Гуцериева обсуждает создание совместного предприятия

Новые сибирские месторождения могут быть освоены в том числе на саудовские деньги. «РуссНефть» обсуждает с инвесторами из Саудовской Аравии возможность создания совместного предприятия для добычи сырья, сообщил «Известиям» президент компании Евгений Толочек. Речь идет об уже разведанном месторождении, на котором можно добывать 1,5 млн т нефти в год. Эксперты полагают, что предложение скорее заинтересует саудовские инвестиционные фонды, чем крупнейшую в мире нефтяную компанию Saudi Aramco.

Ближневосточный партнер

«РуссНефть» обсуждает с саудовскими инвесторами возможность создания совместного предприятия по добыче нефти на территории Западной Сибири. Об этом «Известиям» рассказал президент компании Евгений Толочек. По его словам, подразумевается разработка уже разведанного, но не освоенного месторождения.

— Пока это гринфилд (молодое месторождение). Ожидаемый объем добычи — 1,5 млн т нефти в год. Если удастся договориться, мы бы хотели выйти на эти показатели в течение пяти лет, — заявил Евгений Толочек в кулуарах Российско-саудовского инвестиционного форума, организованного РФПИ.

Дополнительных комментариев в «РуссНефти» «Известиям» не предоставили.

 

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

«РуссНефть» входит в холдинг миллиардера Михаила Гуцериева «Сафмар». На сегодняшний день это шестая крупнейшая нефтедобывающая компания России с 16,5 млн т добытой нефти и 177 млрд рублей выручки по итогам 2018 года. 

 

Аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев отметил, что в Саудовской Аравии монополист в добыче сырья, которому принадлежит практически 100% запасов и производства нефти, — это компания Saudi Aramco. Эксперт полагает, однако, что интерес к предложению «РуссНефти» могут проявить скорее саудовские инвестиционные фонды, чем она.

— Зарубежные инвесторы вкладываются в проекты по добыче нефти в России, но, как правило, для того, чтобы получить доступ к необходимому им сырью. К примеру, «Роснефть» привлекает в отдельные свои месторождения инвесторов из Китая и Индии, — сказал он «Известиям». — У Саудовской Аравии есть своя нефть, и российское сырье им не нужно.

На запрос о возможных переговорах с «РуссНефтью» в Saudi Aramco «Известиям» по существу не ответили.

Эксперты предполагают, что в случае создания совместного предприятия «РуссНефть» оставит за собой контрольный пакет 51%, а остальное предложит саудовским партнерам.

— Российской компании выгодно продать как можно больше, но при этом сохранить за собой контроль. «Газпром» в свое время создавал СП, продавая по 5% иностранным компаниям в операторе «Северного потока – 2», но в сумме это было 50%, — отметил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

«Житница» нефти

Российские компании в целом имеют опыт совместной добычи нефти с иностранным бизнесом, сообщила «Известиям» генеральный директор ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» Елена Корзун.

— Зарубежных инвесторов интересует в первую очередь прибыль. Западная Сибирь — это основная «житница» нефти нашей страны. А с учетом того, что сейчас экспериментально идет переход к налогообложению на финансовый результат (налог на дополнительный доход), думаю, это будет очень эффективное вложение, — сказала она.

Судя по информации в презентации для инвесторов на сайте «РуссНефти», можно предположить, что речь идет о Восточно-Каменном или о Средне-Шапшинском месторождениях, расположенных в Ханты-Мансийском автономном округе. В материалах компании отмечается, что пик добычи на каждом из них может составить 1,5 млн т в год.

Если речь идет о таком объеме добычи, значит, месторождение в Западной Сибири — среднего размера, инвестиции в подобные участки могут составлять сотни миллионов долларов, сказал Игорь Юшков.

— У нас никогда не было проектов добычи нефти совместно с Саудовской Аравией, и этот может быть пробным шагом со стороны их инвесторов. Вместе с тем Эр-Рияд ранее уже заявлял о возможности инвестиций в те или иные проекты, например в «Арктик СПГ – 2», но так этого и не сделал, — напомнил эксперт.

По мнению Игоря Юшкова, арктический проект был более выгодным для Саудовской Аравии, потому что позволял получить определенные политические дивиденды. Проект «РуссНефти» не так велик, поэтому нет уверенности, что саудовские инвесторы действительно войдут в совместное предприятие.

Саудовская Аравия в течение двух лет оценивала возможность вхождения в российские проекты по сжиженному природному газу, вела переговоры о покупке доли до 30% в «Арктик СПГ – 2» у компании «Новатэк». Однако в результате все свободные доли выкупили другие зарубежные инвесторы. В итоге в проект вошли китайские и японские компании, а также французская Total.

Для добычи 1,5 млн т нефти в год больших инвестиций не потребуется, полагает начальник отдела инвестидей «БКС Брокер» Нарек Авакян.

— Максимальный размер вложений, на мой взгляд, около 10 млрд рублей, окупаемость при этом составит не больше четырех лет с учетом налогов. Возможно, этот проект является своего рода разведкой боем для саудитов, — сказал Нарек Авакян «Известиям».

Общая сумма инвестиций Саудовской Аравии в российские проекты на начало 2019 года составила $2,5 млрд, сообщал в ходе Всемирного экономического форума в Давосе глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев. 14 октября РФПИ, суверенный фонд РФ и саудовская нефтехимическая корпорация SABIC договорились о совместных инвестициях в проект по строительству метанолового завода в городе Сковородино Амурской области. Производственная мощность первой очереди предприятия составит 1 млн т метанола в год.

Авторы: Дмитрий Гринкевич, Юрий Осинцев

Источник: Известия, 15.10.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики