Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток-2» дорожает в цене: Шведы прижимают «Газпром» к стенке

«Северный поток-2» дорожает в цене: Шведы прижимают «Газпром» к стенке

Судьбоносное решение на $ 2,5 млрд. отразится на будущем транзите газа через Украину

Шведский суд 27 ноября должен вынести вердикт по апелляции «Газпрома» на решение Стокгольмского арбитража по спору с «Нафтогазом». До этого, 17 октября, апелляционный суд округа Свеа завершил основные слушания и взял почти полуторамесячную паузу для вынесения окончательного решения.

Разбирательства по контрактам на транзит и поставки газа на Украину идет с 2014 года. В феврале 2018 года Стокгольмский арбитраж частично удовлетворил иск «Нафтогаза», обязав «Газпром» выплатить украинской компании около $ 2,56 млрд. за недопоставку газа по транзиту.

«Стокгольмский арбитраж принял асимметричное решение, которое нарушило баланс интересов сторон по двум контрактам — контракту на поставку газа на Украину и транзитному контракту», — так прокомментировал то решение глава «Газпрома» Алексей Миллер.

Российская компания добилась приостановки того решения, хотя «Нафтогаз» и продолжил попытки добиться его исполнения через суды некоторых европейских государств.

«После вердикта Апелляционного суда решение вступает в силу, но у стороны, которая не согласна с ним, есть возможность обращения в вышестоящую инстанцию, в данном случае в Верховный суд Швеции», - говорит профессор кафедры международного права МГИМО Дмитрий Лабин. И как раз решение Верховного суда Швеции уже будет окончательным.

Ставки высоки. Решение Стокгольмского арбитража многие эксперты изначально называли политизированным, однако, согласно статистике, апелляционный суд отменяет его решения лишь в 3% случаев.

— Предыдущий вердикт, который принял Стокгольмский международный арбитраж, выглядел политически ангажированным, — говорит заместитель генерального директора по газовым проектам Фонд национальной энергетической безопасности Алексей Гривач — Два дела — по контрактам на поставкам газа на Украину и на транзит газа через территорию Украины — были рассмотрены с совершенно различных позиций, применялись разные подходы по отношению к их квалификации. Это совершенно очевидно было следствием политической конъюнктуры. Поэтому очень сложно прогнозировать, каким будет итоговый вердикт.

Конечно, с точки зрения права и здравого смысла решение должно восстановить баланс интересов. Но произойдет ли это?

Если возвращаться в историю, то проблема в том, что в рамках рассмотрения спора на поставку газа Стокгольмский арбитраж под предлогом того, что Украина находится в тяжелом экономическом положении, освободил ее от так называемого правила «бери или плати» на определенный период с 2014 по 2017. При этом с 2018 года это правило должно было опять действовать. Логика потеряна: почему этот период должен быть вычленен, не очень понятно.

В то же время по контракту на транзит, в котором обязательство транспортировать или платить не было прописано в прямом виде, суд обязал «Газпром» оплачивать услуги, которые не были востребованы. Из-за этого получилось нарушение баланса интересов сторон, которое сейчас рассматривается в апелляционной инстанции.

«СП»: — Насколько велики ставки — чего могут лишиться или что приобрести компании в результате решения в пользу одной из сторон?

— Ставки весьма велики. На мой взгляд, ставка здесь, в том числе и в возможности заключения нормального транзитного соглашения. Ели баланс не будет восстановлен, это усугубит и усложнит переговоры, потому что создаст ситуацию, когда попытки взыскать эти средства не позволят конструктивно вести переговоры по новому транзиту. Значит, увеличится вероятность транзитного кризиса, что не в интересах ни российской стороны, ни украинской, ни Европы. Но в этом могут быть заинтересованы серьезные игроки за пределами этой договаривающейся тройки.

«СП»: — Если суд примет решение в пользу «Нафтогаза», чем все-таки рискует «Газпром»?

— Сложно сказать. Конечно, речь идет о компенсации в 2,5 млрд. долларов. Но ставки существенно выше — это нормальный ход переговоров по транзиту. Он гораздо больше этой суммы.

«СП»: — А это может как-то отразится на судьбе акций или имущества российской компании, в том числе «Северного потока-2», который и задумывался, чтобы не зависеть от украинской «трубы»? Украина ведь не прекращает попытки обращаться в суды европейских стран по этим вопросам.

— Естественно, если апелляция будет отклонена в той или иной форме, то этот процесс активизируется, что опять-таки осложнит ход переговоров.

Украина занималась поиском любых активов, это не приведет к какому-то немедленному изъятию акций, но процесс будет тяжелым.

Генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов также считает оспариваемое решение странным.

— Ситуация состоит из двух основных моментов — контракта на поставку газа на Украину и контракта на транзит газа через территорию Украины. В отношении поставок было жесткое условие — «бери или плати». «Нафтогаз» должен был выбрать определенные объёмы газа, но если не выбирает, то платит за оговоренный в контракте объем. Почему-то суд решил, что это не обязательное решение и можно «Нафтогаз» простить.

В отношении транзита была цифра по объему, к которой стороны стремятся, но не было жестких требований прокачать этот объем. И жесткого условия, что «Газпром» компенсирует разницу, если объем не прокачают, не было. Поэтому «Газпром» и подал апелляцию на односторонне решение. Трудно сказать, какое решение примет сейчас суд.

Сейчас речь идет о конкретной сумме в 2,5 млрд., которые, как считает «Газпром», «Нафтогазу присудили несправедливо. Пока «Газпром» не имеет права продавать какие-то акции, активы, а как бы их замораживает на случай, если придется отдавать «Нафтогазу». «Газпром» и так не собирался их продавать, это стратегические активы. Но если все решения будут в пользу «Нафтогаза», то куда деваться? «Газпром» заплатит.

Юрист-международник, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Института государственной службы и управления РАНХиГС Кира Сазонова полагает, что суд, скорее всего, встанет на украинскую сторону, при этом вероятен взаимозачет.

— Все еще сильно осложняется из-за того, что так и не решен вопрос с газовым контрактом. Это так или иначе влияет на позицию судей, потому что они не видят политической воли относительно дальнейших перспектив урегулирования газового конфликта между Россией и Украиной. Но думаю, что они постараются максимально сгладить — не будет однозначного решения в пользу России или Украины, постараются, скорее всего, прийти к взаимоудобному варианту.

«СП»: — Что в большей степени может повлиять на решение в пользу Украины — политическая ситуация или состоявшееся решение Стокгольмского арбитража?

— Сочетание факторов. Апелляционная инстанция сложно выстроена. Апелляции крайне редко бывают успешными, но бывают.

Кроме того, ситуация, к сожалению, до безобразия политизирована, хотя не должна быть таковой. Шведский арбитраж должен быть максимально отстранен от всех текущих процедур, которые возникают между Россией и Украиной по газовому вопросу. Но объективность — это не то, о чем можно сегодня серьезно говорить, о ней приходится только мечтать. И эта политизированность может очень серьезно повлиять на мнение судей.

Решение нам не очень понравится, если оно не будет компромиссным.

Автор: София Сачивко

Источник: Свободная пресса, 18.10.2019 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики