Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > С. Митрахович: Развитие СПГ-производства стимулирует импортозамещение и дает шанс на возрождение высокотехнологичных отраслей

С. Митрахович: Развитие СПГ-производства стимулирует импортозамещение и дает шанс на возрождение высокотехнологичных отраслей

Министр энергетики Александр Новак предложил Владимиру Путину создать государственную публично-правовую компанию, которая «могла бы выступить соинвестором в реализуемые проекты по производству сжиженного природного газа (СПГ) и участвовать в развитии и строительстве инфраструктуры».

Цель создания новой компании, по словам Минэнерго РФ, это решение вопроса привлечения инвестиций в новые крупномасштабные проекты по производству СПГ.

Какую роль сыграет новая компания в развитии производства сжиженного природного газа в России Агентству нефтегазовой информации рассказал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович:

- Инициатива Минэнерго призвана окончательно закрепить ставку на приоритетное развитие СПГ-проектов в России, чтобы именно они получали приоритетное содействие со стороны государства в виде налоговых льгот и масштабных соинвестиций в инфраструктуру (порты, дороги, аэропорты, ледоколы и т.д.). Это содействие происходит и сейчас: вспомним весь набор налоговых льгот для «Ямал СПГ» и выделение для него денег из ФНБ, проект железной дороги от Бованенково до Сабетты, финансирование строительства ледоколов и развития Северного морского пути — все эти меры так или иначе оказываются помощью государства в реализации СПГ-предприятий.

Новая публично-правовая государственная компания могла бы в какой-то степени оказаться либо структурой для перераспределения и оптимизации нынешних финансовых потоков из бюджета в пользу СПГ, либо еще одним дополнительным каналом выделения государственных денег для СПГ-проектов.

 

Кстати, наличие альтернативных форм государственного содействия таким объектам может стать аргументом для Минфина выступить против инициативы Минэнерго, обозначив эту инициативу как излишнюю. А Минфин, с точки зрения аппаратно-политического веса, министерство куда более сильное, чем Минэнерго.

В целом, позиция Минэнерго выглядит как продолжение недавних высказываний высших российских лиц относительно перспективы страны в сфере СПГ. В том числе лично Владимир Путин на октябрьской Российской энергетической неделе говорил о возможности выхода России к 2035 году на уровень производства СПГ в 120-140 млн тонн в год. Это очень большие объемы, приближенные к объемам трубопроводного экспорта Газпрома в Европу и Турцию. И здесь возникают неизбежные вопросы о предупреждении «газовой канибализации», когда одни российские экспортеры отнимают или потенциально могут отнимать место на рынке у иных российских экспортеров. Экспорт СПГ планируется и в Китай, куда одновременно намерен поставлять трубопроводный газ Газпром по «Силе Сибири» и потенциальной «Силе Сибири-2» через Алтай или Монголию. Необходимо учитывать, что при трубопроводном экспорте газа государство получает намного больше налогов.

С другой стороны, развитие СПГ-производства стимулирует (отдельный вопрос — насколько успешно на текущем этапе) импортозамещение в технологиях и дает шанс на возрождение гражданского судостроения и еще ряда высокотехнологичных отраслей. Пока, впрочем, значительная часть оборудования для российских СПГ-проектов импортная.

 

Существуют и риски попадания в ловушку перепроизводства, когда из-за многочисленных СПГ-проектов в современном мире предложение может превысить спрос. С другой стороны, относительно дешевый газ будет способствовать более быстрому отказу от угля в мире, и в таком сценарии места для российских СПГ-поставщиков хватит, и они смогут в большей степени влиять на правила игры на рынке газа, предлагая большие объемы.

Опубликовано: Агентство нефтегазовой вертикали, 21.10.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики