Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Медведев 21 октября проводит заседание Консультативного совета по иностранным инвестициям

Медведев 21 октября проводит заседание Консультативного совета по иностранным инвестициям

Главная интрига связана с крупнейшей за последние десятилетия сделкой в европейской энергетике — приобретением финским Fortum немецкого Uniper. Руководство немецкой компании пытается оттянуть закрытие сделки. Какое значение она имеет для России и вмешается ли кабмин в спор финнов и немцев?

В 2017 году Fortum приобрела чуть меньше половины Uniper, а теперь договорилась с двумя инвестфондами о покупке еще 20,5%. Это дало бы финнам полный контроль над энергокомпанией. Но сделка невозможна без одобрения в том числе российских регуляторов, поскольку и у Fortum, и у Uniper есть активы в России. Один из таких активов — водоканал Сургутской ГРЭС-2 — и стал камнем преткновения.

Два года назад в Uniper называли сделку «недружественной», но помешать ей не смогли. Теперь же немцы нашли способ. Узнав о новой сделке, они добились внесения сургутского водоканала в список стратегических предприятий. Российское законодательство запрещает иностранным государствам входить в такие активы больше чем на 50%. А Fortum контролируется правительством Финляндии.

Казалось бы, тупик. Но глава ФАС Игорь Артемьев заявил о том, что его ведомство может одобрить сделку с условием, что Fortum потом избавится от стратегического актива, то есть от водоканала.

Есть и другие варианты, говорит партнер адвокатского бюро «А2» Михаил Александров:

«Сделки со стратегическими активами не запрещены, правительство Российской Федерации может одобрить такую сделку. Это момент номер один. Момент номер два — бывают ситуации, когда в таких историях компания находит какое-то техническое промежуточное решение: то есть я не могу оставить этот актив на себе, я не могу его продать в рынок в силу того, что он непродаваем за такой короткий период, но я могу попробовать переоформить его на какого-то промежуточного держателя. Такой вариант решения задачи тоже может быть».

В Uniper избавляться от стратегического водоканала не спешат: мол, он интегрирован в производственный процесс. А сама Сургутская ГРЭС-2, по словам главы немецкой энергокомпании, обеспечивает ей чуть ли не треть EBIDTA, и потому продавать ее тоже не хотят.

На самом деле водоканал не является частью основного процесса генерации. И если Fortum станет его владельцем, этот актив можно, например, отдать на аутсорсинг, продать частично или полностью. Об этом, кстати, говорил и глава ФАС. Артемьев также считает, что надо разрешить покупку иностранцами стратегических предприятий, которые являются вторичными объектами и их доля не превышает 1% от совокупной стоимости приобретения.

Возможно, у руководства немецкой компании есть и причины личного характера, чтобы препятствовать сделке с финнами, полагает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:

«Новый собственник действительно может просто поменять менеджмент, не посмотреть ни на какие заслуги прежнего руководства и поставить своего менеджера, тем более что Fortum — финская компания, и здесь никакой такой немецкой солидарности, наверное, может не быть. Вполне возможно, что менеджмент заинтересован в срыве данного соглашения».

Российские власти действительно хотели бы, чтобы Fortum смог закрыть сделку по приобретению контроля в Uniper. И этому есть объяснение, говорит доцент Финансового университета Константин Симонов:

«Uniper и на глобальном рынке уходит из ряда сегментов, и в России в принципе тоже уже присутствует с не слишком большим желанием. А Fortum, наоборот, пытается как-то здесь развиваться, инвестировать в разных сегментах, включая и возобновляемую энергетику, и традиционную энергетику. И ФАС, кстати, выступает скорее за Fortum, Артемьев заявляет, что Fortum молодцы, хотят инвестировать, надо им помочь, что это такое, законодательство препятствует. В этом плане получается, что наши регуляторы пытаются эту ситуацию разрулить в пользу Fortum, надеясь, что Fortum является как раз таким европейским инвестором, который не боится санкций и который можно ставить в пример».

Так или иначе, судьба многомиллиардной сделки, а также вопрос привлечения серьезных инвестиций Fortum в Россию упирается в маленький таежный водоканал. Как говорил тот же Игорь Артемьев, это неправильно.

Источник: BFM.RU, 21.10.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики