Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ФАС: сговор генерирующих компаний спровоцировал рост цен

ФАС: сговор генерирующих компаний спровоцировал рост цен

Федеральная антимонопольная служба подозревает энергетиков в намеренном завышении цен.

Согласно предварительному анализу причин роста цен на электроэнергию на рынке на сутки вперед (РСВ) в первой половине текущего года, проведенному Федеральной антимонопольной службой (ФАС), генерирующие компании намеренно завышали ценовые заявки на РСВ, что спровоцировало стремительный рост энергоцен, сообщает “Коммерсант”, ссылаясь на заместителя главы ФАС Виталия Королева.

Так, в европейской части России, на Урале (первая ценовая зона) в январе-июне удорожание электроэнергии достигло 10,2%, в Сибири (вторая ценовая зона) — 11,3%.

В итоге промышленность и госструктуры переплатили порядка 60 млрд руб. Примечательно, что с момента начала расследования цены на РВС начали стремительно падать. В случае, если сговор удастся доказать, энергетикам грозят штрафы до 15% от годовой выручки.

По словам Королева, после жалоб потребителей на цены Антимонопольная Служба запросила статистику о торгах у регулятора энергорынков: "Совета рынка", а также у "Системного оператора". Предварительный анализ показал, что имеются "признаки нарушения антимонопольного законодательства со стороны нескольких групп лиц генерирующих компаний".

Энергетики подавали завышенные ценовые заявки на РСВ, среднерыночный индекс которых в ряде случаев превышал соответствующие индексы более чем на 30%. В настоящее время, как пояснил заместитель главы ФАС, организация проводит дополнительную проверку "наличия признаков согласованных действий генкомпаний для принятия окончательных процессуальных решений". По его словам, нарушителям за манипуляцию энергоценами на оптовом рынке грозят оборотные штрафы.

Как пояснил “Коммерсанту” Сергей Ермоленко из ФБК Legal, в случае, если будет выявлен сговор, штрафы могут составить 3–15% от оборота. При этом для директоров компаний-нарушителей предусмотрено уголовное наказание — лишение свободы до 3 лет, а за манипуляцию энергоценами — отдельный штраф в размере 1 млн руб.

В комментарии “НИ” Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности, пояснил, что в данном случае реакция ФАС естественна:

"Так и должно быть. У нас рост допустим, но не кратный инфляции, ни о каких десяти процентах не может идти речи. Это неизбежно, что антимонопольная служба реагирует и проводит расследование. Узнаем, что в итоге, и какие будут штрафные санкции.

Не исключаю здесь и каких-то картельных моментов, потому что, скажем так, у нас консолидация в отрасли довольно высокая, а чем меньше поставщиков, тем проще сговориться — это известный факт.

Дождемся заключения, в чем там проблема, и как они будут объясняться с генерирующими компаниями".

Источник: Новые Известия, 28.10.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики