Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт: У Литвы нет никакой выгоды торпедировать «Северный поток-2»

Эксперт: У Литвы нет никакой выгоды торпедировать «Северный поток-2»

Решение Литвы участвовать в споре Европейского суда о газопроводе «Северный поток» демонстрирует ее приверженность политике США. Такое мнение порталу RuBaltic.Ru высказал ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.

Компании Nord Sream AG и Nord Stream 2 AG, руководящие проектами уже проложенного «Северного потока» и строящегося «Северного потока-2», попросили суд отменить предусмотренные в директивах Евросоюза (ЕС) дискриминационные меры. Литва заявила о намерении добиваться отклонения исков. По словам министра энергетики республики Жигимантаса Вайчюнаса, для этого у нее есть «прямой интерес».

«Экономически для Литвы нет никакой выгоды торпедировать строительство „Северного потока-2“. Ее решение включиться в спор Европейского суда продиктовано интересами США», — сказал энергоэксперт.

По его словам, Вашингтону не выгодно препятствовать проектам «Газпрома» напрямую, и они действуют посредством своих преданных союзников — Польши и Прибалтики. Впрочем, европейские бизнесмены прекрасно это понимают и в любом случае «голосуют рублем» за российский газ.

«Как только появилась возможность покупать российский сжиженный природный газ (СПГ), даже литовские компании перешли на него», — напомнил Юшков.

Публицист Алексей Ильяшевич напоминает, что в апреле Евросоюз окончательно утвердил поправки к Газовой директиве ЕС, по которым правила так называемого Третьего энергопакета распространяются на трубопроводы из третьих стран. Это значит, что «Газпром» должен резервировать 50% мощностей «Северного потока-2» для альтернативных поставщиков газа, которых в природе не существует. То есть пропускная способность трубы должна быть ограничена наполовину.

«Вероятно, это и стало европейским консенсусом по „Северному потоку-2“, о котором ранее говорила канцлер ФРГ Ангела Меркель: газопровод достроят, но не будут загружать на полную мощность. Естественно, российскую сторону этот „консенсус“ не устраивает (как и западных инвесторов, которые вложили в проект немалые средства и рассчитывают „отбить“ их как можно быстрее). Поэтому дочерняя компания „Газпрома“ Nord Stream 2 AG решила добиваться отмены поправок к Газовой директиве в Европейском суде общей юрисдикции. Соответствующий иск был подан 25 июля. В это судебное разбирательство собралась вмешаться Литва, причем собралась в тот момент, когда Дания выдала разрешение на строительство „Северного потока-2“. Велик соблазн найти здесь причинно-следственные связи, но решение литовского правительства было отнюдь не спонтанным», — пишет Ильяшевич.

Он напоминает, что об участии в судебных разбирательствах с «Газпромом» литовский министр юстиции Элвинас Янкявичюс заговорил еще до устранения последнего препятствия на пути «Северного потока-2».

«Уже тогда было понятно, что Дания не сможет тянуть резину до бесконечности. Юридических оснований для отклонения заявки „Газпрома“ у нее нет (особенно после выдачи аналогичного разрешения на строительство Baltic Pipe). Есть только возможность получить многомиллионные иски. Поэтому когда судно-трубоукладчик приблизилось к датским водам, Копенгаген все-таки выдал разрешение. Теперь борьба с „Северным потоком-2“ окончательно переходит в юридическую плоскость. Не смогли остановить строительство трубы — ограничим ее пропускную способность. Такой логикой руководствуются оппоненты „Газпрома“, в том числе официальный Вильнюс. По словам Вайчюнаса, у Литвы „есть прямой интерес добиваться того, чтобы директива не была отменена“. И он не врет: прибалтийские лакеи искренне стараются ублажить американцев, которые хотят „замкнуть“ Россию на украинском транзите. Но вместо того, чтобы заявить об этом открыто, литовские власти выдвигают довольно странные аргументы. „Это может негативно повлиять на цену поставки газа, а также на обеспечение безопасности рынка природного газа государств-членов, в том числе и Литвы“, — утверждает правительство. Во-первых, как может негативно повлиять на цену потенциальный избыток газа в Европе?» — удивляется Ильяшевич. 

Напротив, по его словам, цены пойдут вверх, если «Газпром» не сможет поставлять свою продукцию странам ЕС в прежних объемах. «Американцы этого и добиваются. Во-вторых, какая еще „безопасность рынка природного газа“ нужна Литве? Она уже обзавелась СПГ-терминалом в Клайпеде, который способен покрывать потребности всех трех стран Балтии. Своим терминалом вскоре обзаведутся и немцы. Если российский газ им чем-то не нравится — можно со спокойной душой переходить на СПГ. Проблема диверсификации поставок давно решена как на уровне ЕС, так и на уровне отдельно взятой Прибалтики. Осталась единственная проблема — в честной конкуренции Россия выигрывает борьбу за европейский газовый рынок. Потеснить ее можно только грубой силой», — отмечает публицист.

По его мнению, суды по «Северному потоку-2» обещают превратиться в настоящее поле битвы. «Отказавшись комментировать недавнее решение Дании, Еврокомиссия выразила надежду на то, что поправки к Газовой директиве ЕС останутся в силе. „У нас сейчас есть четкие правила, применяемые ко всем газопроводам, через которые поставляется газ на европейский рынок“, — заявила на пресс-конференции представитель ЕК Анна-Кайса Итконен. Чем закончится спор, предположить трудно. С первой ниткой „Северного потока“ была похожая история: с 2013 по 2016 год „Газпром“ мог только наполовину загружать Opal (сухопутный отвод газопровода). Затем российской компании позволили докупать остальные транзитные мощности на аукционах, которые она постоянно выигрывала ввиду отсутствия конкурентов. Но уже в этом году по иску польской PGNiG у „Газпрома“ снова отняли 50% мощности трубы. Как показывает практика, сильные холода и отсутствие украинского транзита делают европейцев более сговорчивыми. Не потому ли на сцену выходят гордые литовцы, готовые объяснить Европе, что лучше померзнуть или переплатить за СПГ, чем пойти на поводу у Путина?» — задается вопросом эксперт.

«Свою позицию и аргументы Литва озвучивала неоднократно. Непонятно, зачем делать это в ходе серьезных судебных заседаний. Да и в какой ипостаси собираются выступать власти прибалтийской республики? У „Газпрома“ к ним вопросов нет, а интересы ЕС будут защищать первоклассные адвокаты. Бесплатная группа поддержки им вряд ли понадобится. Участие Литвы не нужно никому, кроме самой Литвы. Примечательно, что официальный Вильнюс уже имеет опыт судебных разбирательств с „Газпромом“. Прибалтийская республика до сих пор пытается взыскать с российской компании 1,4 миллиарда евро за якобы завышенные тарифы на газ, которые действовали до появления в Клайпеде СПГ-терминала. Стокгольмский арбитраж в 2016 году этот иск отклонил. В Апелляционном суде Швеции вердикт оставили в силе, еще и обязали истца возместить „Газпрому“ судебные издержки. Но Литва так просто не сдается. Министерство энергетики выделяет адвокатам миллионы долларов, готовясь к новым разбирательствам в Верховном суде Швеции. Видимо, точка в этой истории будет поставлена, когда в Швеции закончатся суды. Или когда у Литвы закончатся деньги на адвокатов», — заключает Алексей Ильяшевич.

Источник: EADaily, 01.11.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики