Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ложка нефти

Ложка нефти

Россия может перекрыть вентиль для Белоруссии

Поставки российской нефти в Белоруссию могут прерваться в любой момент, признают в правительстве. Соглашение о поставках топлива до сих пор не подписано. Минск хочет получать больше нефти без пошлин, да еще и увеличить плату за транзит. Москва в таких объемах спонсировать — иначе не назовешь — Союзное государство отказывается. Вице-премьер Игорь Сечин уже написал письмо своему белорусскому коллеге Владимиру Семашко, в котором изложил российскую позицию. Содержание письма официально не разглашается, однако «Известиям» удалось узнать некоторые подробности.

Сейчас никто не берется предсказать, когда российско-белорусские переговоры о поставках нефти наконец возобновятся. Напомним, в течение первой рабочей недели нового года Москва и Минск обменивались предупредительными угрозами. А потом президент Белоруссии Александр Лукашенко написал своему российскому коллеге Дмитрию Медведеву письмо, в котором заявил о незыблемости своих позиций. Но и Россия уступать не собирается.

По словам источника «Известий», близкого к переговорам, Россия и Белоруссия не могут договориться по трем вопросам. Первый — объем беспошлинных поставок нефти. Напомним, всего соседи покупали на льготных условиях у России 22 млн тонн сырья. Из них 6,3 млн шло на внутренние нужды (всего Белоруссии нужно для своих нужд восемь, но 1,7 млн она добывает сама), а все остальное перерабатывалось на белорусских НПЗ и продавалось на экспорт по вполне рыночным ценам. Что уж там скрывать, чрезвычайно выгодная получалась схема: прибыль от продажи нефтепродуктов, получившихся из дешевой российской нефти, наполняла белорусский бюджет.

В российском правительстве решили ситуацию исправить. В Москве согласились не брать с белорусов сбора при ввозе той нефти, которую страна реально потребляет, то есть тех самых 6,3 млн тонн, а оставшиеся объемы они должны закупать с уплатой всех пошлин. В Минске возмутились, ведь источник бюджетных средств вдруг иссяк. Давайте хотя бы 8 млн тонн без пошлин, начали торг белорусы. Как подсчитали в российском правительстве, это еще минус $500 млн в год, а ведь из-за льготного режима для соседей за последние три года Россия и так недополучила в бюджет около $10 млрд.

Но дело не только в объемах поставок. В Минске объявили, что хотят повысить плату за транзит нефти (через территорию Белоруссии в Европу идет 60 млн тонн российской нефти в год) до уровня среднего удельного тарифа по России. «Мы им сказали: посмотрите на размеры России, на инвестиции, которые идут на развитие инфраструктуры. Нельзя сравнивать», — рассказывает наш источник. К тому же индексация тарифов на транзит происходит по определенным международным стандартам, переступать через которые нельзя.

Ну и третья проблема — процессуальные вопросы. Россия в случае успеха переговоров предлагает соседу не только подписать соглашение, но и сразу же его ратифицировать. В Минске возражают: мы подпишем, а насчет ратификации еще полгода подумаем. Нефть все это время будет поставляться, поэтому российские переговорщики не хотят рисковать. А вдруг через полгода Белоруссия передумает и откажется платить?

Заметим, что основной аргумент Белоруссии в этом споре — Таможенный союз, заработавший с 1 января. И хоть пока поставки углеводородов вынесены за рамки союза (все документы должны быть готовы к 1 июля), в Минске уже стараются воспользоваться своим новым статусом. Логика такая: раз у нас единое таможенное пространство, то и каких-либо пошлин вообще не должно быть. Но никто не говорит о том, чтобы лишить чего-то самих белорусских граждан. Все поставки для внутренних нужд идут на льготных условиях. Здесь — другое. Минск хочет получить больше дешевой нефти, чтобы потом, после переработки, выгодно ее перепродать, как это делалось раньше. Конечно, при выходе с НПЗ получается как бы белорусский продукт, но доход от его реализации все же несоизмерим с затратами на переработку нефти.

Если Минск будет продолжать упорствовать, украинский вариант развития событий очень даже возможен. Россия прекратит поставки нефти для Белоруссии, а та начнет отбирать топливо, предназначенное для европейских потребителей. Прецедент уже существует. В начале 2007 года конфликт по поводу тарифов на прокачку российской нефти привел к прекращению поставок в Европу. Поэтому сейчас пять стран — Венгрия, Чехия, Германия, Польша и Словакия — уже не на шутку встревожены этим конфликтом.

Естественно, Лукашенко, затевая свою игру, рассчитывает на помощь со стороны Европы. «Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы поставки в Европу прекратились хотя бы на день. Это нанесет серьезный удар по репутации России», — говорит директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Поймут это однозначно: Москва не в состоянии обеспечить поставки в Европу. В прошлом году прекращалась прокачка газа через Украину, в этом — проблемы с нефтью и Белоруссией. «В Европе конкуренция на рынке нефти значительно больше, чем на газовом. И наше место с легкостью займут другие поставщики», — говорит Симонов.

Есть и другой, не такой радикальный сценарий — продолжение переговоров в рамках Таможенного союза с сохранением статус-кво. Не исключено, что на ближайшие полгода будет найдено промежуточное решение, а пока стороны смогут вдоволь поторговаться. Например, о продаже «Роснефти» белорусских предприятий — новополоцкого НПЗ «Нафтан» и завода «Полимир». Эти переговоры ведутся уже давно, но Белоруссия хочет продать предприятия подороже. В этом случае конфликт будет отсрочен, а поставки в Европу продолжатся.

Пока нефть поставляется в Белоруссию по цене, включающей 100%-ную пошлину.

Авторы: Елена Шишкунова, Варвара Агламишьян

Источник: Известия, 18.01.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики