Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Коктейль Токарева

Коктейль Токарева

Проекты «Бургас − Александруполис» и «Самсун − Джейхан» могут объединить в один консорциум. С таким предложением выступил глава Транснефти Николай Токарев. Эксперты отмечают, что России выгоднее отказаться от греческого варианта в пользу турецкого. Однако Транснефть в своем решении руководствуется больше не экономикой, а политикой, так как России важно как можно глубже втянуть в свою орбиту Турцию и одновременно сохранить стратегически важную Грецию.

Привлекательное предложение…

Транснефть обсуждает с Турцией, Италией и Грецией возможность объединения проектов «Бургас − Александруполис» и «Самсун − Джейхан» по транспортировке нефти. Об этом президент компании Николай Токарев сообщил в интервью корпоративному журналу Транснефти.

«Мы вообще видим реальную перспективу объединения двух данных проектов и сегодня обсуждаем ее с нашими турецкими, итальянскими и греческими партнерами. Они с интересом отнеслись к идее создать два направления и, соответственно, два юридических лица, объединенных в один консорциум», − цитирует Токарева «Интерфакс».

По словам Токарева, это решение позволило бы отказаться от проработки прочих вариантов маршрута в обход проливов и дало бы возможность поддерживать высокое качество нефти на каждом направлении, формируя самостоятельные сорта. «И, разумеется, весьма привлекательно выглядят предложения турецкой стороны предоставить российским компаниям преференции при транспортировке их нефти через Босфор, в случае если они примут участие в проекте Самсун − Джейхан», − добавил он, вновь подчеркнув, что эти два маршрута не являются конкурентными, передает ИТАР-ТАСС.

…Чтобы разгрузить проливы

Напомним, проекты обоих нефтепроводов направлены на то, чтобы разгрузить черноморские проливы Босфор и Дарданеллы, через которые транспортируется 110 млн тонн нефти и 45 млн тонн нефтепродуктов в год.

Трубопровод Самсун – Джейхан рассчитан на транспортировку 60–70 млн тонн нефти в год. Проект ориентирован на поставку нефти с черноморского бассейна на европейские рынки. Строительство начато в конце апреля текущего года. После завершения строительства пропускная способность 555-километровой магистрали достигнет 1,5 млн баррелей в сутки. Доля России в этом проекте пока остается темой переговоров с турецким холдингом Calik Energy и итальянской Eni.

С продвижением же другого проекта − Бургас − Александруполис (Россия владеет 51% нефтепровода протяженностью 285 км и мощностью 35 млн тонн в год) − возникли трудности, когда новое руководство Болгарии высказало сомнения по поводу строительства этой трубы. В частности, глава болгарского правительства заявил, что нефтепровод «создаст экологические проблемы в регионе и не защищает интересы страны». Болгария не удовлетворена также экономической моделью проекта, так как считает невыгодным простое получение дивидендов от трубы стоимостью порядка 1 млрд евро.

«Странный симбиоз»

Отраслевые эксперты в целом негативно комментируют возможную эффективность от объединения проектов двух нефтепроводов. Ведь несмотря на успокаивающие слова Токарева, совершенно очевидно, что трубопроводы Бургас − Александруполис и Самсун − Джейхан конкурируют друг с другом. В частности, как считает главный аналитик ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин, объединить эти проекты очень сложно. «Могу только предположить, что партнеры хотят управлять этими проектами операционно, поскольку пересекаться чисто физически Бургас – Александруполис и Самсун – Джейхан не могут».

При этом, по словам эксперта, для России сейчас более выгодно не объединение проектов, а осуществление «турецкого» варианта, так как в Джейхане будет построен принадлежащий нашей стране нефтеперерабатывающий завод, а само соглашение позволит реализовывать совместные российско-турецкие газовые проекты. Солидарен с коллегой и Валерий Нестеров из «Тройки Диалог». «Острой необходимости в проекте трубопровода через Болгарию и Грецию нет – сейчас ситуация с загруженностью проливов некритична, а нефтяные компании понесут определенные расходы по двойной перевалке нефти», − отмечает аналитик.

Похожей точки зрения придерживается и глава Фонда энергетической безопасности Константин Симонов. «Два проекта нам точно не нужны! − не скрывает эмоций эксперт. − Соответственно, нужно от какого-то из них отказываться. Поэтому Транснефть делает разумные вещи, заявляя, что эти проекты нужно объединить. Я заявление Транснефти рассматриваю как попытку через один этап похоронить Бургас, что, скорее всего, и будет сделано».

Политическое решение

Возникает резонный вопрос: зачем тогда Россия вообще продвигает идею объединения нефтепроводов? По мнению экспертов, это вызвано несколькими причинами, главная из которых − желание России еще глубже втянуть в орбиту своего влияния Турцию и одновременно сохранить стратегически важную Грецию. Во-вторых, по мнению Алексея Кокина из ИФК «Метрополь», оба трубопровода скорее следует рассматривать не столько с точки зрения выгоды, сколько с точки зрения возможного ущерба от закрытия проливов, например, из-за возможной аварии. 

В-третьих, лоббируя объединение проектов, Транснефть хочет снизить собственные риски. «Если прокладывать трубу по одной территории – по Турции, а потом еще и по Болгарии, − естественно территориальные риски, а также политические риски в некоторой степени снимаются, потому что не от одной Турции будет все зависеть, − отмечает Дмитрий Лютягин. − Кроме того, за счет совместного управления проще заниматься логистикой».

Автор: Валерий Вдовенков

Источник: Взгляд, 19.01.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики