Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дивиденды «Роснефти» и «Газпрома» исчезли из бюджета

Дивиденды «Роснефти» и «Газпрома» исчезли из бюджета

Около четверти дивидендов, которые государство должно было получить, будучи контролирующим акционером «Газпрома» и «Роснефти», не дошли до федерального бюджета.

Из 209 млрд рублей по пакетам акций в крупнейшей нефтяной и крупнейшей газовой компании страны, 51 млрд останутся на счетах «Роснефтегаза» - непубличной корпорации, которая 13 лет копит на счетах углеводородные доходы, не отчитываясь о том, на что и как они тратятся.

Скрывающийся в тени фонд, которому принадлежит контрольный пакет «Роснефти» (50% + 1 акция), а также 10,97% акций «Газпрома», в июне и августе получил 103,16 млрд рублей в виде дивидендов.

«Газпром» заплатил акционерам 393 млрд рублей, из которых 43,11 млрд - «Роснефтегазу»; «Роснефть» - 120,1 млрд и 60,05 млрд соответственно.

Сам «Роснефтегаз» перечислит в бюджет лишь половину полученной суммы - «ориентировочно около 51,4 млрд рублей», следует из материалов Счетной палаты к отчету об исполнении бюджета («Приложение 2. Информация о факторах, повлиявших на поступление в январе - сентябре 2019 года доходов в федеральный бюджет»).

Точная сумма выплат пока не определена. «Проводится работа по подготовке директив по выплате промежуточных дивидендов по результатам первого полугодия 2019 года», - констатирует СП.

Ставший теневой «кубышкой» Кремля, «Роснефтегаз» из года в год вклинивается в поток дивидендов, забирая себе их львиную часть. В прошлом году компания получила 148 млрд рублей, однако в бюджет отдала лишь 65 млрд.

На начало года общий объем этой нераспределенной прибыли достиг 505 млрд рублей. Это средства, которые «Роснефтегаз» получил как собственник госкорпораций, но до бюджета так и не довел.

Из них лишь 21 млрд рублей осталось в наличной форме на счетах. Чуть больше половины было вложено в «краткосрочные финансовые активы».

В 2015 году «Роснефтегаз» стал непубличным акционерным обществом и не раскрывает отчетность, несмотря на то, что владеет ключевыми активами государства в энергетике.

«Роснефтегаз» создавался как временное хранилище взятых под контроль государства акций «Роснефти» и «Газпрома». Предполагалось, что он будет ликвидирован, как только погасит многомиллиардный кредит, но вернув банкам деньги в 2006 году, продолжает существовать до сих пор.

Доступ к телу и счетам компании закрыт даже чиновникам. «Роснефтегаз» - это «черная дыра», он «живет по своим правилам», не отвечает не письма правительства, и все шлет Путину, как будто собственник - он, а не Росимущество, жаловался «Ведомостям» федеральный чиновник в 2016 году.

«Это компания с особым статусом, потому что она ничего не делает, - рассказывал ранее Bloomberg президент Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. - Объяснить, зачем нужен «Роснефтегаз», абсолютно невозможно с экономической точки зрения».

Источник: Finanz.ru, 08.11.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики