Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Глобальный спор: «Северный поток - 2» пошел в суд

Глобальный спор: «Северный поток - 2» пошел в суд

Оператор «Северного потока — 2» подал в суд ЕС

Оператор проекта «Северный поток -2» — компания Nord Stream 2 AG — обратилась в суд ЕС с иском о частичной отмене поправок к Газовой директиве Евросоюза. Она подразумевает, что оператор проекта должен будет зарезервировать половину мощностей для независимых поставщиков. На прошлой неделе в Германии собирались принять решение, которые в перспективе позволило бы Nord Stream 2 AG обойти ограничения Газовой директивы, однако депутаты перенесли заседание.

Оператор российского газопровода «Северный поток — 2» компания Nord Stream 2 AG (100% принадлежит «Газпрому»), пытаются добиться частичной отмены поправок к Газовой директиве Европейского союза. Она подала иск в cуд ЕС. Об этом говорится в проспекте к еврооблигациям «Газпрома». 

Приняв дискриминационные поправки к документу, ЕС нарушил обязательства, изложенные в статьях 10 и 13 Договора к Энергетической хартии (ДЭХ), указывает Nord Stream 2 AG.

Уведомление об иске было передано еще 26 сентября, сообщил представитель компании-оператора в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru».

В Nord Stream 2 AG «Газете.Ru» добавили, что адвокаты компании проинформировали Европейскую комиссию о споре еще в апреле. Затем в июне 2019 года состоялась встреча между Европейской комиссией и Nord Stream 2, однако мировое соглашение не было достигнуто.

«Поэтому Nord Stream 2 AG просит арбитражный суд определить, что Европейский союз нарушает свои обязательства по международному праву в соответствии с ДЭХ, и издать приказы, требующие от ЕС прекратить нарушение», — указывают в компании-оператора проекта СП-2.

Напомним, в апреле 2019 года в ЕС утвердили поправки к газовой директиве, которые вступили в силу в мае. Изменения относятся к морским газопроводам из третьих стран. 

Новый вариант директивы подразумевает, в частности, что все трансграничные газопроводы должны резервировать 50% своей мощности для прокачки газа от независимых поставщиков и что оператор газопровода должен быть полностью независим от газодобывающих компаний.

Очевидно, что для «Северного потока – 2» это будет проблемой. «Газпром» будет единственным поставщиком газа в трубу. В России за газовым концерном закреплен статус единственного экспортера трубопроводного природного газа.

Поэтому непонятно, как половину мощностей газопровода будут использовать независимые компании.

Обновленная Газовая директива обесценила вложенные инвестиции европейцев в «Северный поток - 2», поясняет в беседе с «Газетой.Ru» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Получается, что газопровод подорожал, ведь за те же деньги и инвестиции – 9,5 млрд евро — вместо 55 млрд кубометров перекачиваемого газа на выходе инвесторы получают лишь половину — 27,5 млрд. А инвестиционное решение уже принято.

Напомним, газопровод «Северный поток — 2» пролегает по дну Балтийского моря в территориальных водах России, Финляндии, Швеции и Германии. Кроме того, прокладывается участок в спецэкономической зоне Дании. Проектная мощность трубы — 55 млрд кубометров в год. 83% уже проложено, достроить планируется к концу 2019 года. Стоимость проекта оценивается в 9,5 млрд евро. В него уже инвестировали, помимо «Газпрома», пять европейских компаний. Это OMV, Wintershall, Uniper, Shell и Engie.

В мае канцлер ФРГ Ангела Меркель заявляла, что новая Газовая директива Евросоюза не сможет остановить строительство газопровода «Северный поток — 2».

«Проект практически полностью утвержден. Новая Газовая директива дает Еврокомиссии больше возможностей для опротестования. Однако и она не воспрепятствует проекту», — приводила ее слова газета Handelsblatt.

Решение Германии как таковое отменить газовую директиву не может. Но немцы выступали с инициативой, чтобы сделать для «Северного потока – 2» исключение из правил, установленных европейской газовой директивой, пояснил директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

Однако в дальнейшем, если бундестаг одобрит такое решение, им потребуется обратиться в Еврокомиссию. А вес Германии в политической и экономической среде высокий, поэтому шансы высокие, добавляет Пикин. Тем не менее это не исключает, что его могут опротестовать другие члены ЕС, например, Польша.

«Спор-то глобальный. Одни выигрывают, другие теряют. Там еще и политика с нахлёстом идет, поэтому не все так просто», — отметил Пикин.

Однако на прошлой неделе, 8 ноября, Бундестаг не смог принять смягчающие поправки к газовой директиве ЕС, которые бы позволили Nord Stream 2 AG обойти введенные ранее ограничения и эксплуатировать газопровод на 100%. Его поддержало недостаточное количество депутатов (133 голоса вместо необходимых 355). Рассмотрение вопроса перенесли.

Заместитель директора «Центра политических технологий» Алексей Макаркин в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» заявил, что Бундестаг взят тайм-аут для того, чтобы согласовать поправки с партнерами Германии по Евросоюзу. И, возможно, с США. Правящая коалиция, по его словам, не готова идти на большой конфликт — поэтому стороны будут пытаться договориться, отмечает политолог.

Источник: Газета.Ru, 11.11.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики