Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Киев ликует: Миссия сдерживания «Северного потока-2» выполнена

Киев ликует: Миссия сдерживания «Северного потока-2» выполнена

Украина сохранила транзит, теперь ее цель — оставить трансбалтийский газопровод полупустым

Киев в борьбе с «Северным потоком-2» одержал тактическую победу — сумел затянуть строительство. Об этом сказал вице-премьер-министр Украины по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Дмитрий Кулеба.

Он отметил, что шансов полностью остановить прокладку газопровода не было.

«Германия, самое могущественное государство Европейского союза и одно из самых могущественных государств мира, приняла решение строить. Русские приняли решение строить. Они договорились о том, что они построят. Поэтому вопросов было два: как быстро они его построят и какими нормами будет регулироваться то, что они построят», — напомнил Кулеба.

И вот — Киев вместе «с партнерами» сумели максимально осложнить германо-русские планы, и сохранить украинский транзит.

«Им же было принципиально все достроить еще в этом году, чтобы развязать себе полностью руки, оторваться от украинского транзита, максимально ослабить наши позиции и помахать нам ручкой», — отметил вице-премьер.

По его словам, сейчас наступает второй этап борьбы, суть которого — не позволить исключить «Северный поток-2» из юрисдикции Третьего энергопакета.

«Но даже когда газ пойдет по „Северному потоку-2“ — это не означает, что будет конец борьбы. У нас есть пример газопровода OPAL, по которому у них все было хорошо и все вопросы решены, а в результате суд Европейского союза ограничил использование его мощностей. Я за то, чтобы всегда бороться до конца, и даже если наступит конец, все равно продолжать бороться», — добавил Кулеба.

Напомним, 26 сентября компания Nord Stream 2 AG (100-процентная структура «Газпрома»), оператор проекта «Северный поток-2», подала в суд на Евросоюз в рамках Договора к Энергетической хартии. Цель иска — оспорить изменения в газовую директиву ЕС, которая может помешать загружать газопровод в полном объеме.

Энергетическая хартия — одно из наиболее известных международных соглашений о защите инвестиций. Nord Stream 2 AG является резидентом Швейцарии, которая находится в числе стран, присоединившихся к хартии.

Nord Stream 2 AG считает, что ЕС нарушил свои обязательства, изложенные в статьях 10 (поощрение, защита и режим капиталовложений) и 13 (экспроприация) Договора к Энергетической хартии, приняв дискриминационные, по мнению компании, поправки к газовой директиве.

Речь идет об изменениях, которые создают новый режим регулирования для морских газопроводных проектов в ЕС из третьих стран. В случае «Северного потока-2», его участок у берегов ФРГ подпадает под требование о либерализации, то есть владельцем и оператором трубы должны быть разные компании.

При этом для газопроводов, введенных в эксплуатацию до 23 мая 2019 года, предусмотрена простая процедура получения исключений. Nord Stream 2 AG считает, что «Северный поток-2» должен относиться к «старым» проектам, поскольку на момент принятия поправок инвестиции в него были завершены.

Сейчас также в суде ЕС рассматривается иск Nord Stream 2 AG к Еврокомиссии, в котором компания просит аннулировать изменения в газовую директиву.

«Северный поток-2» должен быть достроен в первые месяцы 2020 года — в конце октября Дания, наконец, выдала разрешение на прокладку трубы в своей исключительной экономической зоне к юго-востоку от острова Борнхольм. Поправки в газовую директиву могут привести к тому, что оператор проекта сможет загружать не более 50% мощностей «Северного потока-2».

Если так случится, Киев объявит еще об одной победе — своей и «партнеров» в лице США. А что будет победой в борьбе вокруг «Северного потока-2» для России?

— Довольно занятно слышать о «победе» Киева — будто Украина держала Данию за руки, не давая подписывать разрешение на прокладку газопровода, — отмечает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Показательно, тем не менее, что Украина открыто говорит: вопрос об использовании «Северного потока-2» — это вопрос не коммерческих отношений, а исключительно политического отношения ЕС к «незалежной». Фактически, Киев прямо заявляет, что будет апеллировать к Евросоюзу, чтобы ЕС по политическим мотивам вводил экономические ограничения на использование трубы.

Замечу, один из парадоксов ситуации — в американском, европейском и украинском общественном сознании ввод «Северного потока-2» превратился в битву. Хотя на самом деле — я не раз об этом говорил — построить газопровод к концу 2019 года физически возможно. Просто из-за регламентных и пусконаладочных работ он все равно не будет запущен 1 января 2020 года — к сроку окончания действия транзитного контракта между «Газпромом» и «Нафтогазом».

Украина сама придумала эту историю — что надо не позволить запустить трубу 1 января. И сама вела иллюзорную битву, наряду с ЕС и США. А еще раньше, напомню, Киев говорил, что надо не позволить построить трубу.

«СП»: — То есть, победил все-таки «Газпром»?

— Я не сторонник рассуждений в терминах «победа» и «поражение», поскольку это возвращает нас к фразеологии газовой войны. Но если рассуждать в таких терминах, получается, что вовсе не Киев победил. Это мы разрушили первый и главный бастион сопротивления — всем теперь очевидно, что «Северный поток-2» будет построен.

До этого момента были иллюзии, что американцы введут «адские» санкции и остановят стройку. Потом уверяли, что Дания никогда не выдаст разрешения — звучал целый набор тезисов на эту тему. И все они сводились к тому, что никогда «Северный поток-2» построен не будет.

А теперь этот бастион полностью уничтожен: даже Украина признает, что ее главная победа — только в том, что газопровод заработает с небольшой задержкой.

«СП»: — Кулеба говорит, что борьба перешла ко второму этапу — Украина хочет оставить газопровод полупустым. Какие у Киева шансы?

— Когда Евросоюз распространил газовую директиву на морские трубы, я сразу сказал: теперь даже в Брюсселе понимают, что трубу построят — и переходят к «плану Б». Действительно, начинается борьба за коммерческое использование «Северного потока-2». Nord Stream 2 AG подал в суд иск о правомерности применения Третьего энергопакета к этой трубе. Но ожидать честного правосудия, я считаю, не приходится.

По сути, поправки в газовую директиву были направлены против одного-единственного проекта. Это очень спорно с точки зрения права — принимать общие законы, которые бьют по конкретному проекту. Более того, спорно принимать поправки по проекту, который уже реализуется — на момент распространения директивы «Северный поток-2» уже строился. Как, спрашивается, можно нарушать классический принцип европейского права — что закон не имеет обратной силы?

Я считаю, поправки нельзя было применять к «Северному потоку-2», но они, вероятно, все же будут применены.

«СП»: — Насколько это плохо для нас?

— Ситуация абсурдная: ЕС сперва говорит, что ему нужна дополнительная газовая инфраструктура, «Газпром» строит ее за свои деньги. Труба обеспечением концерну более дешевый способ доставки газа для европейцев, европейцы мечтают о ценовой войне российского трубопроводного газа и американского СПГ — и вдруг ЕС объявляет, что труба должна использоваться на 50%. Где здесь логика? Если вам нужен газ, зачем вы стреляете себе в ногу?!

Прибавьте сюда, что в последние три года европейцы действуют по русской поговорке «закон что дышло». Дания нарушает Конвенцию ООН по морскому праву, Польша принимает безумное решение, запрещающее пяти европейским компаниям быть акционерами «Северного потка-2». При том, что Варшава заявляет: русский газ полякам не нужен, чур его — с 2022 года прекращаем закупки.

В этой ситуации я не могу, конечно, гарантировать, что европейцы будут честно применять свое право. Но проблески надежды существуют. Та же Дания в конечном итоге не пошла на грубые нарушения международного права.

Это означает, что вопрос об использовании «Северного потока-2» на полную мощность может быть решен на законных основаниях в рамках Третьего энергопакета. Да, это потребует дополнительных издержек: нужно будет выделить оператора в отдельную фирму, оформлять разные участки трубы на разные компании, перезаключать контракты и предлагать европейским покупателям в качестве пункта приема газа не немецкий Грайфсвальд, а российский Выборг.

Нужно будет, кроме того, проводить газовые аукционы, регистрироваться на платформе PRISMA — но все это можно сделать.

Словом, есть вполне законные основания на использование «Северного потока-2» на 100% по европейскому праву. Уверен, что они известны и газпромовским юристам.

Автор: Андрей Полунин

Источник: Свободная пресса, 13.11.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики