Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Цена на российский газ для Белоруссии учитывает "фактор союзника"

Цена на российский газ для Белоруссии учитывает "фактор союзника"

В настоящее время Белоруссия получает российский газ по 127 долларов за тысячу кубических метров, что далеко не общемировой уровень цен, в них уже включен «фактор союзника», отмечает руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Цена на газ для Белоруссии

Белоруссия рассчитывает, что Россия пойдет навстречу в вопросе снижения в 2020 году цены на газ. Как заявил заместитель премьер-министра Белоруссии Игорь Ляшенко, белорусская сторона уже внесла российским партнерам свои предложения по вопросу формирования цены на газ, но пока подтверждения о снижении цены нет. В Минске обращают внимание на многоуровневые переговоры, но при этом рассчитывают увидеть равные с Россией цены в течение двух лет.

«Россия давно дала понять, что не намерена снабжать своих соседей, в том числе Беларусь, энергоресурсами по внутрироссийским ценам. Аналогичная ситуация у нас наблюдается по нефти, поэтому по газу вряд ли стоит ждать исключения. Подобные шаги с российской стороны вполне оправданы, так как текущая цена в 127 долларов за тысячу кубометров представляет собой далеко не общемировой уровень цен, в них уже включен «фактор союзника».

Минск для нас важный союзник, мы поддерживаем близкие отношения, но общая стратегия у нас давно выработана. Предыдущая помощь за счет льготных цен на энергоресурсы оказывалась не столь эффективной, как хотелось этого России, ответных действий со стороны Минска в реальности оказалось не так много.

Попытка Белоруссии получить дополнительные скидки на газ, вероятно, связана со снижением цен на внешних рынках – в Минске рассчитывают сохранить разницу в цене с европейскими покупателями. Но вряд ли Россия сейчас пойдет на уступки, потому что цена и без того низкая», - предполагает собеседник ФБА «Экономика сегодня».

Минск и раньше пытался подкорректировать формулу цены на газ в свою пользу, сравнивая ее с внутрироссийскими ценами. В республике настаивают, что цена для Белоруссии должна соответствовать цене газа в Смоленской области РФ, но эксперты находят такую цену невозможно в принципе.

Единый рынок газа ЕАЭС

Как объяснил нам ранее директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетически исследований РАН Вячеслав Кулагин, на внутреннем рынке при подходе к границам России тарифы субсидируются, так как текущие цены зачастую даже не покрывают затраты на транспортировку газа.

В приграничных районах РФ, в том числе в Смоленской области, идет региональная поддержка за счет внутреннего регулирования, и распространять эту поддержку на Белоруссию никто не собирается. При этом единый рынок газа ЕАЭС, согласно текущей концепции и проекту программы, не затрагивает внутреннего рынка газа, он касается только межгосударственной торговли. Участники Евразийского союза намерены договориться о формировании цены до 2025 года, когда должны будут заработать единые рынки газа и нефти в Евразийском экономическом союзе.

«Речь идет про единый рынок энергоресурсов, в том числе нефти и нефтепродуктов, газа, а также электроэнергии. Предполагается, что будут выстроены единые цены на все энергоресурсы плюс транспортировка. Хотя пока продвижение и реализация программы единого энергетического рынка ЕАЭС идет с большим скрипом. Далеко не факт, что к 2025 система заработает.

Россия не спешит снижать цену для Минска и для нефти, так как руководствуется своими экономическими интересами, осознавая риски заваливания дешевыми нефтепродуктами. Но Белоруссия продолжает попытки использовать в свою пользу союзническую составляющую и процессы формирования единого рынка ЕАЭС.

России бы хотелось увидеть встречное движение, чтобы понимать преимущества от продажи энергоресурсов республике по льготным ценам. Скорее всего, ожидаются тяжелые переговоры, но здесь нет ничего неожиданного, все это мы проходили много раз», - добавляет Александр Перов.

Белоруссия получает газ из РФ по самому льготному варианту, который можно сравнить только с поставками в Армению. Все остальные страны и коммерческие компании покупают газ в России по существенно более высокой цене. При этом льготный механизм для Минска был согласован еще тогда, когда «Газпром» купил газотранспортную систему Белоруссии.

Цена по нему считается простым и прозрачным образом - берется стоимость газа на Ямале, и к нему прибавляется стоимость доставки до Белоруссии. В итоге Белоруссия получает газ по цене, которая сопоставима с некоторыми российскими регионами, например, для Калининградской области.

Автор: Андрей Петров

Источник: Экономика сегодня, 17.11.2019 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики