Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ЕК рекомендует Киеву заключить прямой контракт с «Газпромом»

ЕК рекомендует Киеву заключить прямой контракт с «Газпромом»

 

Об этом сообщает ТАСС, однако «Нафтогаз» опровергает эту информацию

Еврокомиссия рекомендовала Украине заключить с Россией контракт на прямые поставки газа в объеме 15 млрд кубометров в год. Об этом во вторник сообщает агентство ТАСС со ссылкой на европейский источник, близкий к трехсторонним переговорам по газу.По данным агентства, ЕК указывает на сокращение издержке, к которому приведет заключение прямого контракта, так как сейчас Украина закупает газ по реверсу из Европы.

Но главное, по словам источника ТАСС, что прямые закупки повысят заинтересованность России в использовании украинского газотранспортной системы для транзита газа в ЕС. Кроме того, контракт на прямые поставки должен снизить напряженность в вопросе газовых тарифов, так как дополнительные затраты на закупку реверсного газа Украина пытается компенсировать именно ростом тарифа на транзит.

«Нафтогаз», впрочем, информацию ТАСС опроверг. Как говорится на странице компании в соцсети «Фейсбук», Еврокомиссия рекомендовала «Газпрому» заключить долгосрочный контракт на транзит «значительных» объемов газа с новым оператором украинской ГТС по европейским правилам. «Нафтогаз» отмечает, что российские государственные СМИ пытаются убедить, что ЕС поддерживает стремление России получить контракт с помощью политического давления.

Украина полностью отказалась от прямых поставок газа из РФ в конце 2015 года. При этом уже в 2016 году Петр Порошенко, занимавший на тот момент пост президента Украины, признавал, что закупки по реверсу обходятся Киеву значительно дороже (на 30%) прямых поставок от «Газпрома». Однако такой, по словам Порошенко, была цена независимости.
В 2019 году Россия предложила Украине возобновить прямые поставки, причем пообещала предоставить скидку в 20-25% (по сравнению с ценой реверса, – НГВ). Российская сторона указала, что решения вопроса о прямых поставках напрямую связано с транзитом, так как они будут влиять на режим работы украинской ГТС. Украина в ответ заявила, что скидка в 20-25% в действительности таковой не является. По словам исполнительного директора «Нафтогаза» Юрия Витренко, такой цена и должна быть сама по себе, так как в ней не учитываются расходы на транспортировку в ЕС.

«Это нормальная цена, причем следствием которой может быть снижение доходов Украины от транзита. Поэтому скидку справедливо считать по отношению к уровню "цена на немецком рынке минус стоимость транспортировки от границы России до Германии"», – пояснил Витренко, подчеркнув, что скидка не компенсирует $3 млрд, которые Украина потеряет, отказавшись от требований по предыдущему транзитному спору.

Отказ от претензий – еще одно условие, которое выставила Россия Украине. Ранее президент РФ Владимир Путин говорил, что заключение нового транзитного контракта возможно лишь при «нулевом варианте», то есть взаимном отказе от претензий. Это же условие содержится в письме, которое «Газпром» в понедельник направил «Нафтогазу».

«Логика пакетного решения предполагает, что договориться на саммите 9 декабря в Нормандском формате нужно обо всем сразу - Донбасс, транзит и поставки газа, и иные вопросы, – комментирует эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. – Насколько получится - отдельный вопрос. ЕС в целом и ЕК как институт заинтересованы в новом газовом контракте РФ и Украины для продолжения транзита. Поэтому ЕК ищет аргументы - в ЕК считают, что прямые поставки газа из России на Украину снизят уровень конфронтации между сторонами».

 

Но, отмечает Митрахович, совсем не факт, что самой России нужны прямые поставки газа на Украину. Ведь главное – проданные объемы и цены. По словам эксперта, времена, когда Россия боролась за Украинский рынок давно прошли, и хотя возобновление прямых поставок возможно, для РФ оно уже не является приоритетом.

Источник: Нефтегазовая вертикаль, 19.11.2019 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики