Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Куда ведет коридор

Куда ведет коридор

Газ Каспия пока не будет конкурировать с российским

Пуск второй очереди "Трансанатолийского трубопровода" (TANAP) из Азербайджана до границы Турции с Грецией назначен на 30 ноября. Его продолжением станет "Трансадриатический трубопровод" (TAP). Он будет доставлять газ с шельфа Каспийского моря в Грецию, Албанию и Италию. Ввести его в эксплуатацию планируется в октябре 2020 года.

С момента анонсирования проекта "Южный газовый коридор", в который входят оба трубопровода, поставки азербайджанского газа в Европу воспринимаются как альтернатива потокам РФ. Ярким примером такого отношения было присутствие на открытии первой очереди TANAP в 2018 году тогдашнего президента Украины Петра Порошенко. Хотя Киеву от ввода в строй этого газопровода никаких преференций перепасть не могло. Разговоры о возможных поставках газа на Украину через Болгарию и Румынию едва ли можно было принять всерьез. Также TANAP как конкурента "Северного потока-2" упоминал президент США Дональд Трамп, предлагая Европе сосредоточиться на "Южном газовом коридоре" в ущерб российскому проекту на Балтике.

Мощность TANAP пока составляет всего 16 млрд куб. м газа в год, из которых 6 млрд куб. м предназначены Турции. К 2026 году планируется увеличить пропускную способность TANAP до 31 млрд куб. м, и только тогда он по этому показателю сравняется с российским "Турецким потоком". Мощность же TAP от границы Турции будет составлять в 2020 году всего 10 млрд куб. м с возможностью расширения до 20 млрд куб. м в будущем. Но когда это будет сделано, пока неизвестно. Для сравнения: экспорт российского трубопроводного газа в Европу, включая Турцию, составил в 2018 году больше 200 млрд куб. м. Вся потенциальная мощность TAP - меньше 10% поставок российского газа в Европу.
 
Но дело даже не в объемах, а в направлении. Азербайджанский газ, кроме Турции, будет поставляться в Грецию, Албанию и Италию. Можно предположить, что он даже немного потеснит наш экспорт. О большой доли говорить не приходится - совокупный объем импорта газа из РФ в эти страны почти 50 млрд куб. м в 2018 году. А вот вероятнее всего, запуск TANAP, а потом TAP ударит по СПГ, как более дорогому продукту. Турция и Италия по итогам 2018 года заняли почетные 2-е и 4-е места среди стран Старого Света по объемам экспорта сжиженного газа. Показательно, что закупали они его и у США, а вот СПГ из России сюда не привозился.

"В краткосрочной перспективе азербайджанский газ усилит конкуренцию на рынках в Юго-Восточной Европе, в том числе и для российского газа, и для поставщиков СПГ, - считает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. - Особенно учитывая общую конъюнктуру рынков газа в мире, где ввод новых экспортных мощностей существенно опережает рост спроса".

"Южный газовый коридор" ударит по СПГ, в том числе из США, как более дорогому продукту.

Еще один нюанс связан с положениями Третьего энергопакета ЕС, которые в этом случае работают в интересах российского экспорта голубого топлива. Согласно им "Газпром" может использовать 50% мощностей TAP. Еврокомиссия уже подтвердила это право. А это означает также, что любое расширение этого газопровода будет увеличивать потенциальные экспортные объемы "Газпрома", которые он сможет через него прокачивать в страны Южной Европы. В долгосрочной перспективе составить серьезную конкуренцию нашему газу, по крайней мере в Турции, может TANAP. На завершающем этапе, сроки которого пока не определены, запланировано расширение мощностей "Трансанатолийского газопровода" до 60 млрд куб. м. Для этого к проекту должен присоединиться Туркменистан. Но здесь Россия находится в выигрышном положении. Без ее согласия построить трубу по дну Каспийского моря, доставляющую туркменский газ в Азербайджан, нельзя. Основания те же, что были у Дании с "Северным потоком-2" - экологическая безопасность.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 20.11.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики