Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Когда закончится нефть: нефтяному благоденствию пришел конец

Когда закончится нефть: нефтяному благоденствию пришел конец

Нефтяному благоденствию пришел конец: весьма вероятно, уже через десять лет спрос на черное золото перестанет расти и даже начнет снижаться, заявил на энергетической конференции в Нью-Йорке «нефтяной бог» Энди Холл. Свое прозвище он получил в начале века, предсказав взлет цен на углеводороды из-за быстрого экономического роста Китая. Но времена меняются, и новые технологии вносят свои коррективы.

«Я думаю, что возобновляемые источники энергии — новая нефть. Бывший министр энергетики Саудовской Аравии шейх Ахмед Заки Ямани как-то сказал, что каменный век закончился не из-за нехватки камней. Точно так же век нефти завершится задолго до того, как иссякнут ее запасы», — отметил эксперт в интервью Bloomberg после конференции.

Вместе с тем Холл допустил возвращение цен к 100 долларам за баррель. Но подобный взлет будет временным и лишь ускорит неизбежный финал, добавил он.

На протяжении всей своей тридцатилетней карьеры Энди Холл был убежденным «быком» по нефти, напоминает ProFinance.ru. Однако его хедж-фонд Astenbeck не пережил обвала цен на нефть, который начался в 2014 году, и был ликвидирован тремя годами позднее.

Ожидания и реальность

Энди Холл абсолютно прав, считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. По его словам, дело не только в развитии возобновляемой энергетики. Меняется структура спроса на энергоносители, и в основном его рост идет за счет транспорта. При этом с каждым годом заметно прирастает доля электротранспорта. Те же корабли переходят со следующего года на более высокий класс топлива, чтобы снизить выбросы вредных веществ в атмосферу.

Спрос на нефть, конечно, в итоге перестанет расти, и уже в 30-е годы мы увидим его падение,— прогнозирует эксперт.

Не случайно один из крупнейших мировых поставщиков нефти — Саудовская Аравия — разработал программу диверсификации экономики Vision 2030, чтобы пересесть с нефтяной иглы на другие источники доходов, добавляет он.

Но и в возобновляемой энергетике хватает минусов, которых нет в традиционной (управление, накопители и т. д.), парирует эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Поэтому говорить о том, что она захватила мир и уже победила, наверное, рановато. Идти к этому мы можем еще долго, — отмечает он.

Даже в долгосрочных прогнозах ведущих энергетических компаний и Мирового энергетического агентства доля возобновляемой энергетики возрастает, но далеко не превалирует и к 2040-му, и к 2050 году, напоминает эксперт. По его мнению, сегодня сложно представить, что потребление нефти за десять лет достигнет пика.

Да, сейчас можно верить, что никто не будет использовать нефть как моторное топливо, рынок изменится. Но вот „Вольво“ обещало нам с 2019 года отказаться от выпуска бензиновых автомобилей — и что? Все так же выпускает. Наоборот, говорит, что и дальше будет выпускать, и презентует моторы на СПГ, хотя обещало только на электричестве все делать уже в 2019 году,— иронизирует аналитик.

Скорее можно говорить о том, что в некоторых регионах возможно снижение потребления нефти или стабилизация, допускает он. Но есть регионы, где темпы роста потребления нефти будут расти ускоренными темпами, — Азия, Африка.

Там люди, наверное, еще с ослов на мопеды не пересели. Я думаю, для каждого региона все будет по-своему, но за счет Азии и Африки мы будем в плюсе, и к 2030 году вряд ли увидим общемировое снижение или нулевой рост потребления нефти,— заключает эксперт.

Вместе, а не вместо

На самом деле еще несколько лет назад на рынке появилась третья сила, сопоставимая с нефтью и газом, — синтетические топлива, которые производятся из самого разного сырья. По объему производства они уже начинают теснить нефть, развивает тему ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Руслан Танкаев.

В США, например, традиционная нефть практически закончилась. Правда, идет добыча сланцевой нефти, и в прошлом году ее производство составило 5,5 млн баррелей в сутки (275 млн за год). Но одновременно с этим американские энергетики произвели 6 млн баррелей в сутки синтетических топлив. Наиболее массовым является газолин, который получается при помощи синтеза метана с бензином. Второе место занимает этиловый спирт, который в России производили из дерева, а в США производят из кукурузы.

Этого самого спирта за прошлый год они произвели 50 млн тонн. Для сравнения: мы произвели за прошлый год бензина 40 млн тонн. В общей сложности в США в прошлом году произвели 300 млн тонн синтетических топлив. Это большая величина, и она на рынок уже давит,— признает эксперт.

К тому же американцы не одиноки. Достаточно большие объемы такого вида топлив стали производить ближневосточные государства, у которых кончается нефть и ее надо чем-то замещать. Та же Саудовская Аравия в год сейчас производит 60 млн тонн синтетических топлив.

Но сырье для производства синтетических топлив тоже ограничено. Да, американцы могут вырастить какое-то дополнительное количество кукурузы, но вряд ли засеют ею всю страну. То же самое с метаном — его объемы больше нефтяных, но не беспредельны. Так что в ближайшие годы может наступить равновесие между синтетическими топливами и топливом из традиционного углеводородного сырья.

Одновременно уходят со сцены атомная и угольная энергетика, исчерпывают свои нефтяные запасы ближневосточные страны. При этом общий спрос на энергию продолжает расти. И получается, что новые технологии заменяют вот эти выпадающие источники топлива, а странам, у которых запасы нефти и газа еще остались, пока беспокоиться не о чем.

По прогнозам геологов, во всем мире может быть открыто еще дополнительно 480 млрд тонн нефтяного эквивалента запасов нефти и газа, отмечает Танкаев, из них 371 млрд сосредоточен на территории Российской Федерации.

Автор: Екатерина Трофимова

Источник: Ридус, 22.11.2019 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики