Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > С. Митрахович: реальные возможности Украины и Польши создать полноценный «газовый фронт» ограничены

С. Митрахович: реальные возможности Украины и Польши создать полноценный «газовый фронт» ограничены

«Газовые взаимоотношения» России, Украины и Польши под конец 2019 года набирают обороты.

Так, в сентябре Европейский суд запретил Газпрому использовать мощности газопровода Opal. Такой подарок Украине сделала Польша. А на прошлой неделе в польский порт Свиноуйсце прибыл американский танкер со сжиженным газом для Украины. Но, несмотря на это, Польша не готова помогать Киеву, например, в строительстве терминала для приема СПГ, а также обеспечивать поставки газа.

Насколько отношения между Украиной и Польшей дружественные и готова ли Россия учитывать в газовой политике противоречия двух стран Агентству нефтегазовой информации рассказал эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович:

- Темы объединяет медийный ажиотаж и восприятие украинской и польской игры по отношению к России как совместной стратегии, хотя реальные возможности Киева и Варшавы создать полноценный «газовый фронт» ограничены. 

Например, Польша активно подает иски против Газпрома и его ключевых партнеров в Европе, в частности, по проектам обходных газопроводов и дополнительной инфраструктуры на территории стран ЕС (OPAL, Eugal и т.д.). Польша даже начала выписывать штрафы в отношении участников проекта «Северный поток - 2»: первой под раздачу попала Engie, дальше штрафов может быть больше. Обещает польская сторона и возможные иски против самой сильной страны ЕС - Германии - по вопросам применения газовой директивы Евросоюза к «Северному потоку - 2». 

Но одновременно у Польши есть границы, которые Варшаве в рамках курса на поддержку Украины перейти трудно. Например, Варшава не рискует отношениями с теми же Чехией и Словакией, даже не пытаясь оказывать на них давление, хотя они полным ходом готовят инфраструктуру на своей территории для получения газа через «Северные потоки» и Германию. Польша вовсе не обещает также строительство за свой счет инфраструктуры на украинской территории для дополнительных поставок газа из Польши (например, регазифицированного СПГ из Свиноустья) на Украину (существующая сейчас инфраструктура дает возможность прокачивать не более 2 млрд кубов в год). Не идет речь и о том, чтобы Польша субсидировала Украине поставки газа по данному направлению. 

В итоге поддержка Польши и иных ее европейских союзников вряд ли дают Киеву достаточную силу и уверенность в себе для победного выхода из гипотетической новой «газовой войны» с Россией (то есть сценария с прерыванием украинского транзита). Никакого перекрытия транзита через саму Польшу для «солидарности» с Украиной не будет. Польские требования, приведшие к временному сокращению мощности OPAL, также будут отброшены Евросоюзом в случае прерывания транзита через Украину. 

В случае с Украиной есть вероятность поднятия газового вопроса - хотя и вне официальной повестки - на Нормандском формате или в любой иной коммуникации президентов РФ и Украины. С высокой степенью вероятности это уже будет не только и не столько вопрос соглашения по газу, сколько вопрос общей пакетной договоренности Москвы и Киева по комплексу вопросов, включая и Донбасс.

Россию устроит вариант либо краткосрочного контракта (по старой схеме либо через аукционы на бронирование мощности по правилам Третьего энергопакета), либо среднесрочного контракта, но с относительно небольшими объемами. Россия также ставит жесткое требование об отказе Украины от выигранных в Стокгольме $2,6 млрд (плюс проценты). Подобный выбор для Киева очень труден, но ему нужно учитывать альтернативу - а она весьма неприятна. С объективной точки зрения Киев не сможет победить в Третьей газовой войне, ведь в отличие от 2006 и 2009 годов существует куда больше возможностей альтернативных способов снабжать Европу газом («Северный поток - 1», сжиженный газ), а ведь в 2020 году мощности обходных газопроводов дополнительно вырастут.

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 27.11.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики