Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В обход Украины: газ в Европу может попадать не только по трубе

В обход Украины: газ в Европу может попадать не только по трубе

Ямальский СПГ может оставить Киев без транзита

Если переговоры по газовому транзиту через территорию Украины окончательно зайдут в тупик, Россия может компенсировать недопоставленные по трубе объёмы газа СПГ с российских месторождений. Терминалы по приёму сжиженного газа способны принимать топливо с любых месторождений. Эксперты признают, что эти поставки стоит рассматривать пока как временную меру, но до того момента, когда будут достроены «Северный поток — 2» и вторая очередь «Турецкого потока». Как Москва объяснит Киеву, что на его трубе «свет клином не сошёлся», — в материале News.ru.

В ходе трёхсторонних газовых переговоров между Россией, Украиной и Евросоюзом не раз поднимался вопрос о том, что для «Газпрома» важно сохранить имидж надёжного поставщика газа на европейский рынок. Именно в это обстоятельство — что поставки голубого топлива из России в Европу этой зимой не должны прерваться — и упирается обсуждение судьбы контракта на транзит через территорию Украины.

Осознание того факта, что без украинской трубы «Газпрому» объём поставок не сохранить, как раз-таки и позволяет нашим партнёрам по переговорам «выкручивать руки» российской стороне.

Действующий контракт между «Газпромом» и «Нафтогазом» (последний пока ещё является оператором украинской газотранспортной системы) заканчивается 31 декабря 2019 года. Киев настаивает на том, что Москва должна заключить контракт на прокачку минимум 60 млрд кубометров газа в год (а желательно — и 90 млрд кубометров) сроком на 10 лет. Российская сторона, в свою очередь, отмечает, что для достижения любых договорённостей Украина должна отказаться от претензий к «Газпрому» — речь идёт о штрафе в $2,56 млрд, к которому приговорил российский концерн Стокгольмский арбитражный суд. Отказываться от финансовых претензий Украина не хочет, выставляя суммарные претензии уже на $22 млрд. Переговоры в итоге традиционно заходят в тупик.

При этом почему-то забывается, что Россия может поставлять в Европу газ не только по трубе, но и в виде СПГ.

Согласно заявлению председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера, в 2018 году общая потребность Европы в природном газе составила примерно 500 млрд кубометров. Из этого объёма 110 млрд кубометров газа Европа добыла сама, а 390 млрд кубометров — импортировала, из которых 19% было завезено в сжиженном виде.

Все СПГ-терминалы строятся по одному принципу, и не имеет значения, с какого месторождения на них приходит газ — из США или из России, говорит заведующий сектором «Энергетические рынки» Института экономики и финансов Николай Иванов. Также и регазификация СПГ, получаемого с разных месторождений, всегда происходит одинаково, так как газ, в отличие от нефти, которая может различаться по своему химическому составу, всегда стандартен.

СПГ-терминал в бельгийском городе Зеебрюгге — один из нескольких в мире, способных принимать танкеры самого разного водоизмещения. С 2018 года терминал работает с российской компанией НОВАТЭК.

НОВАТЭК же, в свою очередь, выражал готовность помочь «Газпрому» в выполнении контракта с европейскими потребителями этой зимой. Как заявил глава компании Леонид Михельсон в июле этого года, НОВАТЭК готов обсуждать поставку СПГ в Европу в рамках контракта, но пока «Газпром» не обращался к компании по вопросу возможной закупки СПГ.

На запрос News.ru о том, велись ли консультации между корпорациями о возможности поставок сжиженного газа с месторождения на Ямале в зачёт газпромовского топлива в Европу, в НОВАТЭК не ответили.

По словам Михельсона, общий незаконтрактованный объём голубого топлива с месторождения на Ямале, учитывая ввод в строй новой линии, может составить около 2,4 млн тонн в год, или порядка 3 млрд кубометров газа. Это, конечно, лишь 3% от тех объёмов, которые сейчас идут транзитом через Украину. Так, в 2018 году через территорию этой страны «прошло» 86,8 млрд кубометров.

Но и месторождений, на которых добываемый газ «упаковывается» в СПГ, в России немало. Да и мера по замене трубопроводного газа сжиженным если и будет использоваться, то лишь как временная, для прохождения пиковой потребности Европы в газе, если эта зима будет холодной, сообщил в беседе с News.ru заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

В 2018 году «Газпром экспорт» поставил в европейские страны 200,8 млрд кубометров газа. Примерно 81% поставок из России пришлись на страны Западной Европы, а также Турцию; 19% — на государства Центральной Европы.

При этом по газопроводу «Северный поток» «Газпром» за 2018 год прокачал в Европу 58,8 млрд кубических метров природного газа. По газопроводу Ямал — Европа, который идёт через территорию Польши, поставляется 38 млрд кубометров.

К 1 января 2029 года должна вступить в строй первая очередь газопровода «Турецкий поток» мощностью 15,5 млрд кубометров, а в марте-апреле следующего года вторая очередь газопровода должна выйти на плановую мощность, что позволит России поставлять через Турцию в Европу после завершения стыковки «Турецкого потока» с газотранспортной системой Болгарии ещё 15,5 млрд кубометров.

К середине следующего горда должен заработать на полную мощность «Северный поток — 2», что даст Европе ещё 55 млрд кубометров газа.

Итого по путям в обход Украины Россия в будущем году сможет прокачивать 180 млрд и больше кубометров газа, а действующие на данный момент трубы уже поставляют в Европу 96 млрд кубометров, с 1 января данный объём увеличится до 113 млрд. То есть фактически прокачивать через территорию Украины «Газпрому» станет просто нечего. 

"Замена трубопроводного газа СПГ может обернуться для «Газпрома» недополученной прибылью, но в сложившейся на сегодняшний день ситуации необходимо понимать, что в ходе переговоров с Украиной все средства для того, чтобы объяснить партнёрам, что Россия может напрячься, но всё же обойтись без украинского транзита, хороши", — считает старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов.

Автор: Михаил Измайлов

Источник: News.Ru, 28.11.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики