Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Если учесть, что саудиты считали стоимость добычи на новых проектах в РФ с налогами, то эти показатели скорее занижены"

"Если учесть, что саудиты считали стоимость добычи на новых проектах в РФ с налогами, то эти показатели скорее занижены"

Станислав Митрахович - эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности

По данным, приведенным в проспекте к IPO госкомпании Саудовской Аравии Saudi Aramco, безубыточная цена нефти для новых нефтяных проектов на суше России в среднем составляет около $42 за баррель сорта Brent, для проектов морской добычи — около $44.

По мнению замминистра энергетики Павла Сорокина, себестоимость российской нефти сегодня составляет $25 и меньше, «все остальное — налоги». По словам Сорокина, страна постепенно переходит к освоению более дорогих запасов, и если сегодня $25 за баррель было достаточно, чтобы развиваться, то для освоения запасов завтра при цене на нефть ниже $60–70 этого уже не хватит.

Глава «Лукойла» Вагит Алекперов в марте прошлого года заявил, что себестоимость добычи нефти до 2030 года может вырасти до $60-70 за баррель, а себестоимость добычи нефти в компании в настоящее время $13 за баррель,

Согласно данным Росстата, сообщает РБК, полная себестоимость российской нефти (в фактических ценах, без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) во втором квартале 2019 года составила 2508 руб. за баррель, или $31,9 по среднему курсу квартала.

В отчете компании «Роснефть» за 2018 год расходы на добычу указаны как 194 руб. за б.н.э. Глава «Роснефти» Игорь Сечин на днях сообщил, что lifting costs компании составляет порядка $3,1 на баррель. У других российских компаний, по его словам, эта величина в районе $5 на баррель, у западных партнеров - до $17.

Вопросы:

1. Какие, на ваш взгляд, цифры себестоимости добычи нефти в России без и с учетом налогов наиболее близки к действительности?

2. По каким причинам себестоимость добычи «Роснефти» меньше, чем у других российских компаний?

3. Как вы оцениваете отношение полной стоимости добычи нефти в России к аналогичной стоимости в странах Персидского залива и к сланцевой нефти США?

Мнение эксперта:

Saudi Aramco IPO решила набить себе цену и с точки зрения презентации своего видения нефтяного мира. Для этой цели саудиты решили раскритиковать конкурентов, представив анализ себестоимости добычи в разных странах. Азербайджанские СМИ, например, обиделись за сообщения саудитов о том, что добыча на суше Азербайджана стоит 49 долларов за баррель, а на шельфе этой страны - 60 долларов. СМИ Азербайджана назвали эти данные «завышенными», «странными», «поставленными вверх ногами».

Применительно к РФ саудовская компания рассчитала, что для безубыточности новых проектов в России на суше минимальная цена барреля нефти марки Brent должна быть 42 доллара, а для морских проектов - 44 доллара. В КСА же стоимость добычи оценена в 17 долларов. На самом деле, если учесть, что саудиты считали стоимость добычи на новых проектах в РФ с налогами, то эти показатели скорее занижены, чем завышен, тем более шельфовые проекты явно дороже сухопутных не на 2 доллара за баррель, а на существенно большую величину. Как утверждал в феврале 2019 года замминистра энергетики РФ Павел Сорокин, «в среднем в России операционные затраты – это $3–10 на барр., еще $5–10 – капитальные затраты, транспорт – $5. Итого $25 за баррель – наша себестоимость. При девальвации рубля себестоимость тоже снижается. Все остальное – налоги». А налоговых послаблений для всей отрасли не предвидится - льготы получают лишь политически влиятельные компании, хотя и под крупные проекты. Если же считать полные налоги, то стоимость добычи нефти в РФ на новых сложных проектах даже выше, чем рисуют саудиты.

В любом случае, даже расхождения по этим цифрам лишний раз доказывают, что взаимопонимание между двумя главными игроками в ОПЕК+ лишь частичное, а сам «нефтяной альянс» - весьма хрупкий. И еще более хрупким он может стать в случае необходимости ужесточать условия сделки ОПЕК+ из-за продолжающегося роста американской добычи. «Спасти» РФ и КСА тут может разве что Иран, в котором из-за санкций США продолжается падение экономики и по состоянию на ноябрь 2019 года уже начались «бензиновые бунты» с попытками поджечь нефтехранилища.

Опубликовано: ИРТТЭК, 19.11.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики