|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Сила Сибири» становится фактором мировой политики «Сила Сибири» становится фактором мировой политикиГазпром с введением мощного юго-восточного направления кратно увеличивает манёвренность и доходность Президент России Владимир Путин и глава КНР Си Цзиньпин 2 декабря в формате телевизионного моста объявили старт экспорта российского газа по трансконтинентальной магистрали «Сила Сибири». Об основных вехах многолетнего пути создания газопровода и об особенностях переживаемого момента запуска крупной технологической системы — в материале News.ru. Как заявил Владимир Путин, открытие газопровода выводит на новый уровень взаимодействие РФ и Китая в сфере энергетики.
Сама идея поставок российского газа в Китай родилась без малого 20 лет назад, а в 2010 году РФ и КНР подписали акт, на юридических основаниях оговаривающий ключевые условия транспортировок. В этом документе значились два маршрута — «восточный» и «западный». По первоначальному замыслу первый должен был забирать топливо из газоносных районов Восточной Сибири, второй — Западной. Примечательно, что через год, летом 2011 года, руководитель российского газового концерна «Газпром» Алексей Миллер констатировал полную техническую готовность компании к началу возведения грандиозного газопровода в Китай. Ресурсное обеспечение поставок на местах — вопрос, который был отрегулирован на уровне президента РФ: в 2012 году Путин дал задание Миллеру в предельно сжатые сроки провести дополнительные геологические изыскания в районе Чаяндинского месторождения в Якутии и начать его обустройство с целью прокладки ветки от Чаянды через Хабаровск до Владивостока. В этом же году новый газопровод и был наречён «Силой Сибири». Название не явилось «спущенным сверху» циркуляром и вообще появилось не случайно, а было выбрано по итогам специального конкурса, организованного газовым гигантом. Весной 2013 года было определено, что газ направится в Поднебесную по «восточному» маршруту: «Газпром» достиг договорённости с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC) о монтаже отвода от «Силы Сибири». В тот момент и была впервые озвучена первоначальная предполагавшаяся дата запуска — 2018 год. Объём поставок газа в год был зафиксирован на отметке 38 млрд кубометров, с потенциалом увеличения до 60 млрд. Однако дело застопорилось из-за того, что поначалу никак не удавалось прийти к взаимовыгодному варианту по цене. Но, как бы то ни было, компромисс был найден весной 2014 года. Тогда, как известно, резко обострилась внешняя обстановка вокруг России и Украины, над нашей страной нависли экономические санкции со стороны Запада, и Москва оказалась в острой необходимости поиска для себя новых партнёров и рынков сбыта своей продукции. В том числе и энергетики, составляющей значительную часть поступлений доходной части в федеральный бюджет. Напомним, не изменилось влияние ТЭК на бюджетные процессы и после некоторой стабилизации геополитической обстановки. По материалам Счётной палаты, нефтегазовые доходы бюджета РФ за первое полугодие прошлого года были равны 3,935 трлн рублей, став больше по сравнению с данными за аналогичный период 2017 года на 1,047 трлн рублей, или на 36,2%. В общем объёме доходов бюджета доля углеводородных доходов составляет 45,6%, что на 5% больше, чем годом ранее. В 2014 году Алексей Миллер признавал, что общая стоимость 30-летнего контракта по поставкам газа в Китай подтягивалась к уровню $400 млрд. Иначе говоря, цена поставок колеблется в пределах $350 за тысячу кубометров. В сентябре того же года газовый концерн приступил к строительству «Силы Сибири», а в июне 2015-го — к прокладке своего участка приступили китайские коллеги. Спустя два года российская и китайская стороны подписали соглашение, что первые кубометры топлива в Китай будут прокачаны 20 декабря 2019 года. С тех пор Миллер указывал, что нельзя бросать и тень сомнения на то, что транспортировки будут идти согласно графику. В итоге, как видим, они стартуют даже раньше (почти на три недели) намеченного срока. При этом свою часть производственных обязательств «Газпром» успешно закончил к декабрю 2018-го, а до конца текущего года осталось лишь провести пусконаладку. В августе 2019-го к магистрали было подключено то самое Чаяндинское месторождение, в октябре завершилось заполнение трубопровода газом. Тем самым была констатирована на техническом уровне готовность линейной части газопровода к началу поставок. Как стало известно 29 ноября текущего года от менеджера «Газпром экспорта» Андрея Зотова, контрактные обязательства компании по поставкам газа в рамках проекта «Сила Сибири» в КНР в 2020 году достигли 5 млрд кубометров газа, в 2021 году они запланированы на отметке 10 млрд, в 2022 году — 15 млрд. Показательно, что месяц назад представители «Газпрома» заявляли, что в конце 2022 года первые кубометры топлива будут направлены в газопровод со второго крупного месторождения — Ковыктинского. По их оценкам, суммарная проектная мощность прокачки в 38 млрд кубометров по «Силе Сибири» будет вполне реальна к 2025 году. Но прогнозные значения в самом «Газпроме» таковы, что задолго до начала транспортировок по российско-китайскому маршруту появились совершенно обоснованные суждения о возможности дополнительных объёмов экспорта. В прошлом году глава «Газпрома» обрисовывал их в параметрах 5–10 млрд кубометров газа в год. В 2019 году Алексеем Миллером цифра была уточнена — 6 млрд. Между тем точки над «i» поставил глава российского государства.
И это не столько политическое заявление, сколько экономическое, выверенное на расчётах экспертов. По данным заместителя генерального директора Фонда энергетической безопасности Алексея Гривача, потенциал Чаяндинского и Ковыктинского месторождений таков, что там в ближайшие годы можно добыть порядка 50–60 млрд кубометров в год. Тем временем «Газпром» активно ведёт переговоры с китайскими партнёрами о начале поставок по «западному» маршруту, получившему название «Сила Сибири — 2». По его плану будет проложена новая трубопроводная ветка в уже существующем транспортном коридоре от Западной Сибири до Новосибирска с последующим выводом его до российско-китайской границы. Кроме этого, идут переговоры об экспорте по дальневосточному пути — с Сахалинского добычного центра. По мнению руководителя аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александра Пасечника, событие было ожидаемо с «эффектом перевыполнения» на несколько недель раньше от намеченного срока. И нет смысла выискивать в нём какие-либо риски для России, поскольку «Сила Сибири» — очень известная история, это тот надёжный вариант, который позволит стране создать евразийскую диверсификационную газотранспортную модель, ориентированную но Запад. В Европе — тоже похожий сценарий, по замечанию эксперта, но локальный: в обход украинской территории будут поставки по «Северному потоку — 2» и «Турецкому потоку», а «Сила Сибири» обеспечит стратегию сбыта газа в КНР. Как полагает собеседник News.ru, старт «Силы Сибири» — это рубикон национальной газовой стратегии Российской Федерации. После ввода в действие магистрали у нас будет уже два экспортного рынка для трубного газа. В принципе, Пасечник не исключает, что прицел на равновеликость азиатской «трубы» в сравнении с европейским вектором вскоре может постепенно стать и приоритетным для него направлением. Неслучайно, оценив перспективы «Силы Сибири — 2», Казахстан (который, как известно, сам обладает углеводородами) сразу обозначил свои интересы в этой конфигурации. И можно предположить, что привлечение казахской стороны к сотрудничеству России и Китая, на взгляд аналитика, ускорит заключение соглашения по новому газопроводу. Именно к этому так называемому западному маршруту доставки газа в Поднебесную и может подключиться Казахстан как потребитель.
Как считает депутат Госдумы, член думского комитета по бюджету и налогам Евгений Фёдоров, «Сила Сибири» ценна для экономики России в первую очередь тем, что появляется маршрут, позволяющий нам маневрировать в случае всякого рода осложнений. Если западные псевдопартнёры начнут на нас давить и всячески блокировать украинский транзит, то «Газпром» (и мы вместе с ним) ничего не потеряем, а только выиграем, если перебросим те же кубометры в направлении Китая. При этом, настаивает парламентарий, в примере с проектом прекрасно иллюстрируется давнее наблюдение русских купцов, что «лучше продать двум покупателям, чем одному». Мотивация бизнеса, по его мнению, не менее сильна и в идее проекта, и в ходе его реализации, чем мотивация геополитическая.
Автор: Алексей Голяков Источник: News.ru, 02.12.2019 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|