Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Санкции США против "Северного потока-2" могут начать новую торговую войну

Санкции США против "Северного потока-2" могут начать новую торговую войну

Новые санкции против "Северного потока-2", которые планируют американцы, могут быть приняты довольно быстро, но это не сможет помешать строительству газопровода. Другое дело — торг по поводу заполнения объемов газопровода, который с большой долей вероятности будут вести США и Германия. В случае упорства Вашингтона ситуация может привести к новой торговой войне — на этот раз с Европой, считают опрошенные агентством "Прайм" эксперты.

По данным немецкого издания Bild, США планируют добиться "окольными путями" введения санкций против европейских компаний, участвующих в реализации проекта "Северный поток-2". Ограничения против европейских партнеров "Газпрома" должны войти в закон о военном бюджете США на следующий год. Ввести ограничения планируют до католического Рождества, пишет издание.

Для того, чтобы этот документ стал законом, нужно одобрение обеих палат Конгресса и подпись президента Дональда Трампа. Однако палата представителей и сенат США еще не достигли окончательного соглашения по законопроекту. При этом глава Минэнерго России Александр Новак заявлял, что начало поставок газа по газопроводу "Северный поток-2" может начаться ещё до Нового года.

По мнению экспертов, вероятность того, что данный проект будет принят в кратчайшие сроки, велика. "Законы, которые направлены против РФ, в американском конгрессе принимают в ускоренном режиме. Поэтому вероятность очередных ограничений по проекту "Северный поток-2" очень высокая. Во всяком случае, лишь Трамп способен отложить подписание на более длительный срок. Впрочем, сам американский лидер также продвигает интересы своих производителей СПГ, поэтому тянуть с подписанием не будет", — полагает ведущий аналитик "Открытия Брокер" Андрей Кочетков.

НЕПРОСТАЯ РИТОРИКА

Украинская сторона уже выразила надежду, что новые санкции США помогут не допустить запуска "Северного потока-2", являющегося альтернативой украинскому газовому транзиту. Срок договора по нему истекает 31 декабря текущего года, а условия нового до сих пор не согласованы. Киев рассчитывает использовать возможные санкции США против "Северного потока-2" как инструмент в переговорах по транзиту газа.

Меж тем, принятие этих ограничений вряд ли остановит реализацию проекта, уверены эксперты. "Даже формально закон о бюджете 2020 года вступит в силу только в следующем году, а "Северный поток-2" уже будет к этому моменту достроен", — указал ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков. По его мнению, если бы партнеры "Газпрома" испугались санкций в будущем, они бы и не вступили в проект. Сейчас они открыто говорят, что до тех пор, пока официального запрета нет, работа будет продолжаться. И, судя по всему, ее завершат до появления каких-либо запретов и санкций.

По мнению эксперта, риторика американских законодателей направлена на то, чтобы набрать очки на популистских заявлениях перед грядущими президентскими выборами-2020. Антироссийская тема очень популярна среди избирателей США, и политики хотят использовать этот козырь. "Показать себя главными борцами против России и "Северного потока-2" как главного ужаса Америки и Европы – означает стать популярным", — говорит он.

НАЧАЛО НОВОГО ТОРГА

В реальности такой закон — даже если его примут — может лишь повлиять на торг по параметрам использования нового газопровода. США давят на Германию и Европу, чтобы те не снимали с "Северного потока-2" ограничений Третьего энергопакета. Если санкции на 2020 год примут, то будет легче требовать сохранения ограничений, указывая немецким властям на то, что они идут вразрез с американской позицией, полагает Юшков. "Это и есть главный риск для "Газпрома" и России в целом", — указал он.

Впрочем, после запуска "Северного потока-2" и "Турецкого потока" на полную мощность у российской стороны появляется техническая возможность полностью отказаться от украинского транзита. При полной загрузке "Северный поток" уже прокачивал более 50 млрд кубометров газа в год, мощность "Северного потока-2" окажется не меньше. В прошлом году через украинскую ГТС прокачали 86,8 млрд кубометров газа, что сопоставимо с мощностью "Северного потока-2" и "Турецкого потока".

Если не будет европейских ограничений на использование внутренних европейских трубопроводных систем, а Германия настоит на исключении из Третьего энергопакета российских проектов, то на долю Украины останется 10-15 млрд кубов газа в год – столько, чтобы обеспечить поставки в сопредельные с ней страны, отметил Юшков.

ЕЩЕ ОДНА ТОРГОВАЯ ВОЙНА

При этом не исключено охлаждение отношений между Европой и США, если "страсти по газу" вызовут непреодолимые противоречия. Европейские партнеры "Газпрома" многократно выступали против американского давления. Бывало, что посольство США в Германии заходило слишком далеко, указывая в своих письмах конкретные действия против "Северного потока-2", напомнил Кочетков.

Соответственно, американские ограничения могут быть проигнорированы, поскольку до запуска остается совсем немного. Если же США будут настаивать на санкциях, то в Германии уже предупредили об ответных мерах. Некоторые немецкие политики уже заговаривают о встречных санкциях ЕС и ФРГ против США в связи с "Северным потоком-2".

"В целом недовольство политикой Вашингтона растет с завидным постоянством. В Европе крайне недовольны тем, что США навязывают как свое вооружение, так и прочие товары экспорта, хотя у европейских стран есть более дешевые альтернативы. Все это намекает на то, что после торговой войны с Китаем может разгореться столь же жестокая торговая война США с Евросоюзом", — заключил эксперт.

Автор: Наталья Карнова

Источник: ПРАЙМ, 02.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики