Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Выгорит ли «Дело» у «Росатома»? Госкорпорация планирует развивать контейнерные перевозки по Севморпути

Выгорит ли «Дело» у «Росатома»? Госкорпорация планирует развивать контейнерные перевозки по Севморпути

Есть ли у проекта перспективы? Эксперт Дмитрий Адамидов считает, что Северный морской путь — «это задел на будущее»

«Росатом» покупает неконтрольную долю в компании «Дело» Сергея Шишкарева, сообщает РБК. Госкорпорация планирует совместно с новым партнером создать новое логистическое направление, которое в перспективе будет конкурировать с Суэцким каналом.

«Росатом» — оператор Северного морского пути и владелец атомного ледокольного флота. У компании «Дело» Сергея Шишкарева — восемь морских контейнерных терминалов на Балтике, Дальнем Востоке и в Азово-Черноморском бассейне — есть что объединять.

Другой вопрос, будут ли востребованы морские контейнерные перевозки из Азии в Европу через Арктику. Китай, например, активно продвигает Новый Шелковый путь, который предполагает доставку грузов в Старый Свет по суше. И пока перспективы совместного проекта «Росатома» и Шишкарева выглядят не слишком привлекательно, считает независимый аналитик Дмитрий Адамидов.

«Морские контейнерные перевозки, наверное, в теории смысл в этом есть на горизонте 30 лет, и, наверное, большой. Но сейчас пока все это достаточно сомнительно с экономической точки зрения. С другой стороны, транспортную артерию осваивать надо, ее как-то надо позиционировать, застолбить, опробовать, чтобы быть готовым к приему больших грузов. В принципе, это логично. Если там не указаны сроки, я думаю, что это тоже не случайно, потому что СМП — это задел на будущее, который будет актуален во второй половине 20-х годов, не раньше».

По данным РБК, переговоры между «Росатомом» и Шишкаревым начались уже после того, как бизнесмен объявил о своем намерении принять участие в аукционе за «Трансконтейнер». Он в итоге победил, обойдя в том числе Романа Абрамовича, который через «Енисей капитал» уже контролирует почти 25% «Трансконтейнера».

Для Абрамовича в покупке оператора контейнерных перевозок был вполне понятный стимул. Победитель аукциона должен выставить оферту на выкуп акций остальным совладельцам «Трансконтейнера», а структурам Абрамовича пришлось бы выкупать меньше, нежели другим.

Однако Шишкарев предложил 60 млрд рублей за 50% + 2 акции «Трансконтейнера» — вдвое больше от стартовой цены. И еще столько же ему придется направить на выкуп оставшихся акций, если оферта будет исполнена.

Финансировать покупку «Трансконтейнера» госкорпорация не будет. По словам Шишкарева, на это он направит собственные средства и кредиты от Сбербанка. Но не исключено, что Шишкарев подразумевал дальнейшее сотрудничество с «Росатомом». Ситуацию комментирует генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

«Партнерство с «Росатомом» — один из возможных вариантов, кто изначально мог стоять за Шишкаревым. В этом плане здесь логика определенная есть. Шишкарев купил актив и знал уже ту схему, которая будет под этот актив реализована. Как известно, «Росатом» оператор Севморпути. Сейчас у нас с Северным морским путем творится настоящее безумие. Мы все знаем, что есть знаменитый инаугурационный указ Путина, где записано, что надо 80 млн тонн к 2024 году грузопотока по Севморпути обеспечить. Развитие Севморпути идет уже по принципу советской экономики: главное — результат, цены потом на калькуляторе посчитаем».

Если предположения верны, то получается, что «Трансконтейнер», по сути, переходит от РЖД к «Росатому», потому что последнему нужен оператор для развития Севморпути. А Шишкарев помог госкорпорации, наверное, не в ущерб себе.

Формальности тоже соблюдены: аукцион состоялся, есть покупатель, предложивший за «Трансконтейнер» наибольшую сумму. Другое дело, что выглядит это, как перекладывание денег из одного кармана в другой, потому что и РЖД, и «Росатом» контролирует государство.

Источник: BFM.RU, 04.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики