Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Соглашение по нефти станет примером для газового компромисса России и Украины

Соглашение по нефти станет примером для газового компромисса России и Украины

Беспроблемность заключения десятилетнего соглашения между Россией и Украиной на транзит нефти демонстрирует, что параллельный газовый вопрос излишне политизирован – считает директор Фонда энергетической безопасности Сергей Пикин.

Работать на нефтяном рынке проще, чем на газовом

Компании «Укртранснафта» и «Транснефть» подписали соглашение, по которому Украина будет в течение 10 лет предоставлять услуги по транзиту российской нефти европейским потребителям, причем серьезных проблем стороны не выявили.

В то же время, как мы знаем, в своем диалоге по газовому транзитному договору Москва и Киев не приблизились к заключению транзитного соглашения, несмотря на то, что в качестве посредника в этой дискуссии выступают представители Евросоюза.

Отсутствие проблем по нефтяному транзиту характерно не только для отношений России и Украины, но и России и Польши – польская сторона не высказала особых претензий после того, как Белоруссия раздула скандал с загрязнением нефтепровода «Дружба».

«Газовый вопрос гораздо более политизирован, ведь с точки зрения поставок нефти и даже нефтепродуктов в Европу мы занимаем сопоставимую долю с тем, что мы сегодня имеем с экспортом газа. Можно сказать, что нефтяная выручка у нас больше, чем газовая – по крайней мере, цифры здесь близкие и сопоставимые», - констатирует Пикин.

Как замечает эксперт, проблемой газового экспорта является его изначальная политизация – он уперся в газопроводы и другие вопросы, которые определяют облик энергетического рынка Европы, а нефть имеет более глобальный и устоявшийся статус.

Например, начало советского газового экспорта в Германию сразу привело к внешнеполитическим трениям между ФРГ и США, поскольку решение этого вопроса предполагало передачу технологий Москве. Американцы даже грозились ввести санкции против своего союзника в Европе, а сама их риторика была тождественна тому, что мы сегодня слышим из Вашингтона по «Северному потоку-2».

«Есть здесь и фактические различия – нефтяной рынок не так сильно связан с трубопроводами, как газовый. СПГ, по большому счету, как товар, появился не так давно, а нефть поставляется танкерами по всему миру на протяжении десятилетий», - заключает Пикин.

По нефти идет разговор о глобальном масштабе, а не только о части европейского рынка, как в случае с газом, поэтому здесь устоявшиеся цены и правила игры, которых по газовому вопросу не существует. Из-за этого ни Украина, ни Польша даже не пытаются спекулировать на цене на нефть, которая давно устанавливается благодаря котировкам мирового рынка и полностью привязана к ним.

«Нефть в силу того, что она имеет глобальный статус, а ее цена определяется котировками мирового рынка, является универсальным товаром. И здесь сложно кого-то уговаривать поставить нефть по такой-то скидке, как в случае газа», - резюмирует Пикин.

Такого порядка на газовом рынке нет, поэтому, по словам Сергея Сергеевича, все стороны транзитной цепи пытаются здесь спекулировать на том, что трубопроводный газ должен пойти из точки «А» в точку «Б», и никак иначе он доставлен быть не может.

«СПГ, как альтернативный вид товара, который решает проблемы трубопроводного газа, появился на рынке недавно. Он будет расти на глобальном рынке и приобретать статус, как у нефти, но это длительный процесс», - констатирует Пикин.

Россия и Украина сохраняют двустороннюю торговлю

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что по нефти России и Киеву договориться проще.

«У нас остается кооперация с Украиной по нефти, у нас идут поставки по нефтепроводу «Дружба», и когда был скандал с загрязнением хлороорганикой, данный вопрос с «Укртранснафтой» удалось быстро решить без политических конфликтов, как это сегодня часто происходит в рамках продолжающегося российско-украинского торгового обмена», - заключает Митрахович.

У нас сохраняется кооперация в машиностроении, пусть она серьезно сократилась по сравнению с 2014 годом, и металлургии – мы продолжаем закупать украинские колеса для железнодорожного транспорта и металлические прутки, на основе которых у нас идет строительство. И хорошим примером является российский угольный экспорт на Украину, который Киев даже не пытается политизировать.

«Киеву не мешает торговать с Москвой даже постоянное именование России «страной-агрессором», поэтому неудивительно, что наша страна остается главным торговым партнером Украины по данным за 2018 год», - резюмирует Митрахович.

Здесь абсурдность присутствует только с украинской стороны, поскольку Москва не называет Киев партнером, с которым нельзя вести дела. По этой причине, Россия продолжает быть заинтересованной в нормальных отношениях с Украиной.

«Что касается нефти, то она действительно менее политизированное топливо, чем газ, поскольку ее легче найти, транспортировать и продать покупателям, поскольку на нефтяном рынке гораздо больше игроков», - констатирует Митрахович.

Впрочем, не все здесь просто – усилиями господина Геруса, который возглавляет профильный комитет в Верховной Раде, Украина приостановила импорт российских нефтепродуктов, из-за чего они сегодня идут в цистернах через Белоруссию.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 03.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики