Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт: Увязывать газовый контракт с транзитом нефти — не совсем конструктивно

Эксперт: Увязывать газовый контракт с транзитом нефти — не совсем конструктивно

Попытка Беларуси увязать газовый контракт с контрактом на транзит нефти — это не совсем конструктивная история. Такое мнение высказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в комментарии для Office Life.
 
"По результатам переговоров в Сочи мы видим, что прорыва не произошло, стороны просто представили свои позиции. Российская сторона, видимо, пыталась донести, что не обязана предоставлять белорусским предприятиям равные условия и, в частности, газ по цене Смоленской области".

По мнению аналитика, «за кадром» переговоров, вероятно, остались претензии о том, что РФ рассчитывает на политическую лояльность Беларуси.

"Сейчас российская политическая элита такой лояльности не видит. Так какие выгоды Россия получает от интеграционного проекта? Предполагается, что если одна сторона рассчитывает на дешевые углеводороды, то вторая может рассчитывать на поддержку на международной арене, чего не происходит. Если белорусская сторона с такой позицией не соглашается, то стороны расходятся и ждут".

Россия может позволить себе выжидательную позицию. Для Беларуси она стоит дороже, поскольку заканчивается срок скидки на газ и стороны переходят на коммерческий контракт, в соответствии с которым цена газа для Беларуси поднимается до $140–150 за 1 тыс. куб. м, если не продлить соглашение.

"Складывается впечатление, что сейчас «Газпрому» и Минэнерго проще пролонгировать соглашение, чем вступать в конфликт с Беларусью".

Нефтяная тема для Беларуси сложнее, считает аналитик. Контракт по нефти привязан к вопросам более тесной интеграции. РФ не может распространить выплаты из бюджета на белорусские НПЗ — для этого нет оснований. Здесь переговорная позиция РФ крепка: к 2025 году придем к единому рынку нефти.

"Попытка Беларуси увязать газовый контракт с контрактом на транзит нефти — это не совсем конструктивная история, так как Россия может вести экспорт нефти без «Дружбы». Да, будут сложности, придется расширить мощности в портах, но стратегия такова: все больше нефти идет на Восток, а не на Запад".

Эксперт обратил внимание на то, что нефтяные компании с большей охотой загружают трубопровод ВСТО, потому что на выходе получается более дорогой продукт. Когда же нефть попадает в трубопровод «Дружба», она смешивается с высокосернистой нефтью — на выходе получается среднесернистая нефть, более дешевый товар.

"Если Беларусь примет решение остановить «Дружбу», то проблемы для России не будет, а вот Беларусь не получит вознаграждения за транзит. С одной стороны, мы видим трепетное отношение к нефти, а с другой — желание повысить тарифы на транзит. Но компании будут качать туда, где тариф ниже. Поэтому с точки зрения экономики надо осторожно относиться к таким вещам, так как можно лишиться товаропотока".

Источник: Office Life, 09.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики