Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Белоруссия вновь хочет сэкономить на российских углеводородах

Белоруссия вновь хочет сэкономить на российских углеводородах

Как и предполалось рядом экспертов, достижение договоренностей между Москвой и Минском о пошлинах на экспортную нефть для Белоруссии оказалось сугубо временным решением. Дело в том, что соглашение о беспошлинных поставках нефти для собственного потребления Белоруссии в объеме 6,3 млн тонн, подписанное вице-премьерами Игорем Сечиным и Владимиром Семашко, может не вступить в силу, если не будет ратифицировано до 15 февраля. При этом весенняя сессия парламента Белоруссии начнется лишь в апреле.

В данном случае явно имеет место намеренное затягивание сугубо технической процедуры со стороны Александра Лукашенко, перекладывающего формальную ответственность на законодательную власть Белоруссии. Подобный подход уже неоднократно использовался белорусским лидером - в аспекте, например, признания Абхазии и Южной Осетии, чего никак не может осуществить парламент республики. Не исключено, что не желая в настоящий момент идти на обострение, Москва все-таки "подождет" ратификации соглашения Сечина-Семашко, но даже без него все равно будет поставлять для Белоруссии беспошлинно 6,3 млн тонн нефти для внутренних нужд. Это даст возможность белорусской стороне выбрать значительную часть беспошлинной нефти, а летом - 1 июля - начать уже очередной раунд переговоров, апеллируя к вступившему в силу уставу Таможенного союза РФ, Белоруссии и Казахстана.

Контратаковав на нефтяном фронте, Минск оперативно активизировался и на газовом. Белорусская сторона вновь стала настаивать на сохранении низких цен на газ, предлагая взамен "Газпрому" поучаствовать в проекте создания второго блока одной из крупнейших в Белоруссии Березовской ГРЭС стоимостью 490 млн долларов. Однако совершенно очевидно, что электроэнергетика - не самый главный приоритет "Газпрома". Концерн гораздо больше был бы заинтересован либо в повышении цен на газ для Белоруссии до рыночного уровня, либо в получении полноценного контроля над белорусской газотранспортной системой. Так что в данном случае явно имеет место попытка "отвлечения внимания" и стремление как можно дольше продолжать получать из России льготные углеводороды. Ведь, по большому счету, у белорусских властей просто нет иного выхода, если они намерены и дальше сохранять нынешний уровень субсидий своей промышленности и социальные выплаты населению в полном объеме (а это во многом и является основой популярности местного политического режима).

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики