Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > За доставку «дешевого» СПГ из США Польша будет платить $ 120−160 млн в год

За доставку «дешевого» СПГ из США Польша будет платить $ 120−160 млн в год

Польская госкомпания PGNiG ищет суда, которые будут доставлять американский СПГ в Польшу с 2023 года, когда Варшава планирует отказаться от долгосрочных закупок российского газа. Американский сжиженный газ получается не таким уж и дешевым, как заявляли в PGNiG. Впрочем, эксперты говорят, что польская госкомпания может и не найти желающих по своей цене, так как предлагает самые низкие цены на рынке.

Подразделение польской госкомпании PGNiG, PGNiG Supply and Trading, ищет судовладельцев, которые смогут предоставить во фрахт 6−8 газовозов сроком на три года. Об этом польскому изданию Filary Biznesu рассказал управляющий директор PGNiG Supply and Trading Бартоломей Корзневский.

Дело в том, что PGNiG заключила контракты с американскими собственниками терминалов СПГ на поставку 9 млрд кубометров в год с 2023 года на условиях FOB, когда груз сдают на месте производства. Таким образом, польской госкомпании еще необходимо транспортировать СПГ и регазифицировать его. 

Управляющий директор PGNiG Supply and Trading рассказал, что годовой фрахт одного судна оценивается сейчас в $ 20 млн. И аренда 6−8 судов обойдется в $ 120−160 млн ежегодно.

«Мы будем получать грузы от производителей в Мексиканском заливе. Офис в Лондоне, который начал процедуру фрахтования судов, будет отвечать за всю логистику. Чартер газовоза гораздо выгоднее, чем покупка. Это похоже на долгосрочную аренду автомобилей — теперь она становится более привлекательной, чем покупка автомобиля. Мы арендуем машину на 3 года, затем выбираем новую, и у нас нет проблем со старой. Чем старше танкер, тем больше так называемого выпаривания — естественной потери газа при длительной транспортировке», — рассказал управляющий директор PGNiG Supply and Trading. Он добавил, что компания планирует работать с несколькими судовладельцами. Судя по словам Бартоломея Корзневского, судовладельцы будут заказывать новые суда на верфях в Южной Корее под работу с PGNiG. Так уже работает российский «Совкомфлот», чьи газовозы по контракту с маркетинговой «дочкой» «Газпрома» и Shell развозят СПГ по всему миру, в том числе из США.

Фрахт танкеров СПГ за $ 20 млн — это польская хотелка, считает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. «Даже в моменты самого большого переизбытка газовозов цена спотового фрахта редко падала до $ 50 тыс. в сутки (около $ 20 млн в год). Обычно долгосрочный чартер втрое дороже, а краткосрочный колеблется от $ 70 тыс. до $ 250 тыс. в сутки. Поэтому искать будут долго», — заключает замдиректора ФНЭБ.

Президент PGNiG Петр Возняк не раз заявлял о том, что СПГ из США будет обходиться на 20−30% дешевле, чем российский газ по долгосрочному контракту, формулу цены которого поляки оспаривают в Стокгольмском арбитраже. При этом руководитель польской госкомпании не упоминал, что в цену, о которой он говорил, не входят ни доставка, ни регазификация. Судя по объемам будущих поставок и планируемым цифрам фрахта, транспортировка СПГ из США добавит к цене каждой тысячи кубометров еще $ 13−18. При нынешних ценах на газ в Европе это 10% и более стоимости топлива. 

Эксперты сразу заявляли, что польская сторона манипулирует цифрами, так как никто не знает, какой будет цена на газ к 2023 году, когда закончится действие контракта на поставку российского газа в Польшу. Более того, нельзя сравнивать нынешние спотовые цены и будущие. Сейчас цены на газ в Европе низкие из-за переизбытка предложения, в том числе СПГ, и поставщики вынуждены продавать американский сжиженный газ в убыток, о чем писало EADaily. В то же время цены «Газпрома» могут быть выше, так как по долгосрочным контрактам они больше ориентируются не на рынок, а формируются по формуле с привязкой к цене на нефть с временным лагом до полугода.

Источник: EADaily, 16.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики