Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ФНЭБ оценил «Силу Сибири»

ФНЭБ оценил «Силу Сибири»

Глава Фонда рассказал «Нефтегазовой вертикали» о перспективах проекта

«Нефтегазовая вертикаль» побеседовала с главой Фонда национальной энергетической безопасности Константином Симоновым о недавно запущенном газопроводе «Сила Сибири».

«Впервые Россия начинает поставки сетевого газа в Китай, рынок крайне перспективный, КНР развивается быстрыми темпами, и газ ей очень нужен. Китайский рынок сейчас – основной драйвер роста спроса на газ в мире, и, конечно, необходимо по возможности на этом рынке присутствовать», – говорит Симонов.

Оценок по росту китайского газового рынка много, вопрос в том, насколько они точны. «Кто-то оценивает рост даже в 30-40 млрд кубометров в год, но даже если эти оценки завышены, то и рост в 15-20 млрд кубометров – это фантастические цифры, а, по нашим оценкам, это еще не самый радикальный прогноз», – отмечает Симонов.

При этом, по словам главы ФНЭБ, для России поставки в Китай – это первая реальная диверсификация поставок. У РФ есть сжиженный природный газ, но его объемы не столь велики по сравнению с трубопроводными поставками.

«Ранее Европа угрожала России диверсификацией предложения (то есть возможностью закупать газ у альтернативных поставщиков, – НГВ), теперь Россия отвечает диверсификацией поставок. Впрочем, очень важный момент заключается в том, что эта диверсификация не приведет к снижению поставок в Европу, так как для ЕС и КНР используется разная ресурсная база», – поясняет Симонов.

Европейские поставки запитаны на Ямальский полуостров, на Бованенковское месторождение, Харасавэйское месторождение. А для Китая запускается новая ресурсная база в Восточной Сибири – Чаяндинское месторождение, а в перспективе – Ковыктинское. Монетизируются совершенно новые запасы.

Также Симонов отмечает, что магистральная труба – это всегда приход «большого газа», что означает газификацию населенных пунктов Якутии и не только ее. «Если уровень газификации европейской части России достаточно высок, то Восточная Сибирь газифицирована очень плохо — и это проблема», – указывает глава ФНЭБ.

Плюсы для Китая, по словам Симонова, также очевидны: газ приходит в район Пекина, где фактически нет другого газа. Там нет СПГ, так как район удален от побережья и тянуть туда трубу экономически нецелесообразно. Там нет газа из Центральной Азии, альтернатив российскому газу фактически нет, а газ там очень нужен, так как использование угля в энергетике создает серьезные проблемы в пекинской агломерации, и газифицировать эту территорию Китаю необходимо.

Российский газ для Китая – прямые поставки, без участия транзитных стран и без политических рисков, связанных с поставками сжиженного газа по морю, которые могут проявиться в случае обострения отношений с Соединенными Штатами.

Что касается возможного расширения поставок российского газа в Китай, здесь, по словам Симонова, борются две концепции: расширение поставок сетевого газа в КНР вообще и расширение поставок по собственно «Силе Сибири».

«Ресурсная база самого «Газпрома» в регионе не позволит существенно расширить мощности СС. Однако в Восточной Сибири есть проекты «Роснефти», которая ранее предлагала предоставить ей доступ к российско-китайскому газопроводу. Но здесь уже вопрос в отношениях двух компаний. «Газпром» не хотел бы пускать «Роснефть» в проект, который самостоятельно финансировал», – рассказывает Симонов.

Поэтому «Газпром» предлагает не привязываться именно к «Силе Сибири», а говорит о расширении поставок сетевого газа в целом. Речь идет о газопроводе «Сила Сибири-2» (ранее – газопровод «Алтай»).

Источник: Нефтегазовая вертикаль, 17.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики