Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сошлись на акцизе: белорусские НПЗ приравняют к российским

Сошлись на акцизе: белорусские НПЗ приравняют к российским

Москва и Минск нашли компромисс по компенсации за налоговый маневр в России, потери из-за которого в течение пяти лет Белоруссия оценивала в $ 10,5−11 млрд. Россия предоставит белорусским НПЗ отрицательный акциз, но только после унификации налогового законодательства двух стран.

Ежегодно Белоруссия получает беспошлинно 24 млн тонн российской нефти. 18 млн тонн она перерабатывает на НПЗ, а 6 млн тонн после «перетаможки» продает. В результате страна получает более дешевое сырье для производства нефтепродуктов, а пошлины от перепродажи нефти и экспорта нефтепродуктов оставляет в собственном бюджете. Налоговый маневр в России, который закончится в 2024 году, прекращает скрытое субсидирование. Экспортные пошлины в России снижаются до нуля за счет увеличения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который берется «на скважине».

Налоговый маневр уже давно стал главным источником разногласий Москвы и Минска, который требовал компенсаций. Как сообщает РБК со ссылкой на источники, Россия и Белоруссия договорились о компенсации отрицательным акцизом. Пресс-секретарь премьер-министра Дмитрия Медведева Олег Осипов рассказал агентству, что для российских и белорусских предприятий введут единые правила, в том числе отрицательный акциз, только после унификации налогового законодательства. 

Аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук рассказал РБК, что точно рассчитать размер отрицательного акциза, который погашает разницу между внутренними и мировыми ценами на нефть, для белорусских заводов нелегко, так как в России он считается по сложной формуле и зависит от нескольких параметров: «Для среднего российского завода отрицательный акциз с 2024 года составит 96 млрд руб. ($ 1,5 млрд) при переработке 24 млн тонн».

Посол Белоруссии в России Владимир Семашко рассказывал агентству БелТа, что на практике отрицательный акциз белорусские НПЗ смогут получить не раньше 2022 года. До этого Россия сможет компенсировать потери Белоруссии лишь в некотором объеме за счет изменения ценообразования на нефть.

В 2020 году Белоруссии также поставят 24 млн тонн нефти, но все они будут предназначены для переработки, сообщал «Интерфакс». При этом реэкспорт нефти и экспорт нефтепродуктов приносил Минску наибольшие доходы. Они составляют 25% всех экспортных поступлений в госбюджет. Однако как в этом случае будут применяться обратные акцизы, если и будут, непонятно. Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков считает, что необходимо дождаться официальных заявлений и деталей: «Тогда и станет понятен уровень экономического компромисса России и уровень интеграции, на которую согласилась Белоруссия».

Источник: EADaily, 18.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики