Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Можно и санкции ввести, и прокладку газопровода не остановить»

«Можно и санкции ввести, и прокладку газопровода не остановить»

Игорь Юшков — об ограничениях в отношении проекта «Северный поток-2»

Американские санкции не смогут помешать строительству «Северного потока-2», об этом сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на источники в Белом доме. 17 декабря Сенат США одобрил законопроект об оборонном бюджете на следующий год. В нем предусмотрены санкции против газопроводов «Северный поток-2» и «Турецкий поток». Но по данным Bloomberg, у США мало рычагов, чтобы предотвратить завершение строительства газопровода. Поэтому Вашингтон будет пытаться повлиять на другие энергетические проекты России. Затруднят ли американские санкции прокладку «Северного потока-2»? На какие другие российские проекты будут пытаться влиять США? На эти и другие вопросы ответил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Бюджет США принимается на 2020 год, то есть исполнение его начнется только с 1 января. Перед этим, даже если бы он сейчас стартовал, надо чтобы Дональд Трамп его подписал. Дальше дается переходный период в течение 30 дней: в это время компании, подпадающие под санкции, должны завершить свои работы и, соответственно, прекратить деятельность, которая теперь как бы будет запрещенной.

То есть речь идет о швейцарской компании Allseas — она должна как бы прекратить предоставлять суда-трубоукладчики в течение 30 дней. Но первое судно Pioneering Spirit достроит «Северный поток-2» в течение 14 дней, а второму около 17 дней осталось работать. Может быть, они и раньше закончат, потому что уже сейчас достроили больше половины датского участка. Получается, что санкции вводятся, но они не помешают действительно закончить проект, а дальше все пусконаладочные работы оператор будет производить сам. И это, по сути, не запрещено, поэтому де-факто газопровод будет закончен, несмотря на вводимое как бы ограничение. Американцы поэтому, наверное, и вводят их сейчас, так как понимают, что они не остановят строительство, соответственно, проект не испортит существенно отношения с немцами, а значит, можно как бы сохранить лицо: и санкции ввести, и прокладку газопровода не остановить.

— То есть это такой политический ход, который фактически никакого влияния на процессы не оказывает?

— Конкретно на «Северный поток-2», я думаю, никакого влияния не окажет.

— А что по «Турецкому потоку» и другим энергопроектам России?

— «Турецкий поток» давно достроен, он фактически работает. Там только торжественная церемония будет — запуск 8 января, а на самом деле он заполнен газом и де-факто уже может работать. Там вообще никаких проблем нет. И эти санкции не распространяются ни на возведение «Турецкого потока», ни «Северного потока-2» на территории Европы.

Стройка продолжается — ограничения на газопроводы не распространяются.

Но если Россия решит построить, например, «Северный поток-3», тогда там будут соответствующие ограничения и проблемы. То есть надо будет использовать свое судно-трубоукладчик, а не арендовать у каких-то европейских компаний. Поэтому если у европейцев будет потребность в дополнительном импорте газа, что возможно, учитывая падение собственной добычи, то здесь американцы пытаются эти новые объемы запереть, соответственно, на украинском транзите. И мы не сможем строить новый газопровод для поставки дополнительных объемов.

Беседовала Наталья Жданова

Источник: Коммерсантъ FM, 18.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики