Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Унификация законодательства с Беларусью – не самоцель для России» – эксперт

«Унификация законодательства с Беларусью – не самоцель для России» – эксперт

Россия будет компенсировать белорусским НПЗ выпадающие от «налогового маневра» доходы по тому же принципу, что и российским компаниям, сообщают СМИ со ссылкой на «близкие к переговорам источники». Однако ввести подобную схему в действие можно будет не сразу, к тому же условия такого шага со стороны Москвы пока не раскрываются. О том, что могут подразумевать новые договоренности Беларуси и России и каким образом их введут в действие – в материале «Евразия.Эксперт».

Минск и Москва договорились о способе компенсации налогового маневра, сообщает РБК со ссылкой на источники. По данным издания, для белорусских нефтеперерабатывающих предприятий будет введен отрицательный акциз по аналогии с мерами поддержки российских компаний. Однако рассчитывать на это, согласно ранее озвученной позиции посла Беларуси в России Владимира Семашко, можно будет не раньше 2022 г.

Как пояснил журналистам пресс-секретарь главы Правительства России Олег Осипов, первоочередной задачей является унификация налогового законодательства двух стран: именно после нее для предприятий Беларуси и России введут единые правила, в том числе – об отрицательном акцизе. О том, когда и при каких условиях подобная схема заработает в полную силу, читайте в комментарии эксперта.

Эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:

– То, что появилась информация о договоренностях по обратному акцизу – интересный момент. Это, центральный элемент наших переговоров, и более того, в этой публикации сообщается, что и по газу вроде как договорились.

Вопрос состоит в том, что Москва готова распространить этот обратный акциз или демпфирующую надбавку, как его по другому называют, на белорусские НПЗ, но взамен предлагает углубленную интеграцию, на которую не соглашается Минск. Эта интеграция подразумевала определенное ограничение суверенитета, передачу отдельных вопросов на наднациональный уровень и так далее. Из опубликованной информации непонятно, что же Россия на самом деле получила взамен.

Если мы просто так соглашаемся на выплату демпфирующей надбавки из российского бюджета белорусским НПЗ, то возникает вопрос, почему раньше мы об этом не договаривались и в чем заключался конфликт.

Думаю, что уступки со стороны Беларуси тоже присутствуют, но их просто никто не объявляет. Во-первых, это довольно болезненная история. Минск настаивал на том, что на уступки, которые могли бы касаться суверенных дел, он не пойдет, поэтому надо очень осторожно информировать об этом общественность. Во-вторых, это все-таки дело двух президентов. Выйти и объявить о достижении какого-либо компромисса нужно именно во время встречи глав государств.

Кроме того, непонятны такие вопросы: если демпфирующая надбавка будет распространяться, то на какие объемы? Только для 6 млн т., которые потребляются внутри Беларуси, или на все 18 или даже на 24 млн т. нефти, которые она способна переработать? Обычно белорусские НПЗ перерабатывают 18 млн т., 24 млн т. они в принципе способны переработать, но пока существовала система «перетаможки» 6 млн т., то не было смысла перерабатывать именно 24: перерабатывали только 18, поскольку это позволяет получать максимальный выход светлых нефтепродуктов (т.е. рентабельного продукта).

Что касается унификации законодательства, для России это не самоцель. Если бы дело было в этом, то вопрос решился бы автоматически. Когда встречались [премьер-министр России Дмитрий] Медведев со своим белорусским коллегой, то они сказали, что сняли все противоречия и во всем есть единство, кроме двух вопросов – по нефти и газу, которые они передают на уровень президентов.

Если бы сложность нефтяного вопроса была именно в унификации законодательства, то, когда были решены все вопросы по остальным областям на уровне правительства, то и он решился бы автоматически.

Поэтому я все-таки думаю, что за формулировкой об унификации скрываются бо́льшие, в том числе политические договоренности. И их выполнение, видимо, как раз и должно занять два года, чтобы с 2022 г. Беларусь начала получать демпфирующую надбавку.

Беседовала Елена Добрынина

Источник: Евразия.Эксперт, 18.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики