Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Третья сила" попытается помешать транзиту газа через Украину

"Третья сила" попытается помешать транзиту газа через Украину

Главная проблема нового соглашения по транзиту газа через Украину — это возможные противодействия со стороны третьих сил, считает эксперт Алексей Гривач.

 
Глава "Газпрома" Алексей Миллер и министр энергетики Александр Новак достигли вечером 19 декабря соглашения с Украиной по новому газовому контракту.

Согласно информации немецкого агентства DPA, посредниками на переговорах в Брюсселе выступили вице-президент ЕС Марош Шефчович и министр экономики и энергетики Германии Питер Альтмайер. Базовое соглашение предусматривает соглашение о будущем сроке контракта и объеме транзита газа через Украину. Подробности пока не оглашены. Президент России Владимир Путин ранее заявлял, что транзит через Украину останется: будет найдено решение, приемлемое для всех, в том числе и для Украины.

"Газпром" в настоящее время все еще зависит от Украины как транзитной страны для экспорта газа в Западную Европу, а Украина в свою очередь зависит от доходов от российского газа, поэтому соглашение напрашивалось. Известно, что детали соглашения будут обсуждаться в пятницу и утверждаться в Москве и Киеве.

Ранее сообщалось, что Брюссель может предложить Москве поставлять российский газ в Европу в 2020 году без заключения нового газового контракта с Киевом. Речь шла о контрактовании "Газпромом" мощностей в украинской газотранспортной системе на краткосрочный и среднесрочный периоды. То есть оператор газотранспортной системы Украины будет обязан по правилам ЕС, которые приняла Украина, выставлять на аукцион свои транзитные мощности. "Газпром" сможет выкупать их, чтобы осуществлять краткосрочные и среднесрочные поставки.

По данным источника РБК в российской газовой компании, "Газпрому" подошел быт этот сценарий, но все будет зависеть от цены такого резервирования.

Известно, что Украина под эту систему уже создала нового оператора ГТС — холдинг "Магистральные газопроводы Украины", подконтрольный Минфину Украины. Он намерен провести техническую встречу с "Газпромом" в субботу.

Ранее в Киеве заявляли, что согласны получить выплату в размере 2,56 миллиардов долларов по решению Стокгольмского арбитража голубым топливом. Кроме того, Украина хотела подписать долгосрочный контракт с сохранением объемов прокачки на уровне 60-80 млрд кубов в год. В свою очередь Москва, строящая обходные газопроводы, настаивала, что новое соглашение может быть заключено только при условии взаимного отказа от претензий в международном арбитраже и прекращения всех судебных разбирательств.

На пресс-конференции 19 декабря Владимир Путин напомнил, что часть резервных средств из фонда национального благосостояния России вложена в украинские ценные бумаги.

 

"$3 млрд — это как раз эквивалентно ($2,56 млрд) тому, что "Газпром" должен "Нафтогазу" по решению Стокгольмского арбитража, - сказал Путин.

"Есть уже решение суда в Лондоне по этому поводу, которое не исполняется", — заявил он.

 

Как сказал "Правде.Ру" заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, Киев взял на себя обязательства имплементировать положения европейского законодательства в свое до конца этого года: нужна сертификация нового оператора ГТС, необходимо установление тарифов, правил и так далее в практику работы в новом формате.

 

"При наличии политической воли с обеих сторон и при правильном воздействии со стороны европейцев, как показывает ход событий, договориться можно. И все идет в этом направлении. Главная проблема, которая сейчас, на мой взгляд, остается, это верификация этих договоренностей в Киеве и способности Зеленского и его команды, правительства имплементировать и выполнить эти договоренности, несмотря на возможные противодействия со стороны третьих сил", — сказал эксперт.

 

Источник: Pravda.ru, 20.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики