Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Ковыряние в земле» по-научному

«Ковыряние в земле» по-научному

В конкурентной борьбе на мировом энергетическом рынке победит тот, кто обладает наилучшими технологиями.

Давно вроде бы все сказано об инновациях - это двигатель экономики XXI века и важнейший индикатор конкурентоспособности стран. А по последнему показателю Россия, согласно рейтингу, ежегодно составляемому Международным институтом развития менеджмента, находится лишь на 43-м месте. Уже выплаканы все слезы по поводу хронического отставания РФ от передовых государств в технологическом плане, причем даже в самых важных для нее отраслях. Правда, на этом унылом фоне есть и «светлые пятна» - отечественные сырьевые компании, доля затрат которых на инновации, по данным недавно опубликованного доклада Ассоциации менеджеров России, уже в 2004 г. практически сравнялась с европейским уровнем.

Стимул для такой активности, как считают аналитики Института экономики переходного периода, заключается в международной конкуренции, в которую все более вовлекается и отечественный ТЭК. Значит, самое время и государству, и частному бизнесу перенаправить свои усилия в этой отрасли с увеличения темпов добычи на повышение качества и глубины переработки извлекаемого сырья. Российскому недропользованию, как заявил недавно президент Владимир Путин, сегодня "нужно не банальное ковыряние в земле, а развитие на инновационной основе".

Учитывая важность обозначенной темы, редакция «Нефти России» организовала «круглый стол», посвященный проблеме совершенствования технологического уровня отечественного ТЭК.

Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности: Наша главная проблема - серьезный проигрыш в технологиях downstream. Здесь отечественные нефтегазовые компании, к сожалению, отстали на много лет. Основной акцент у них, как правило, ставится на добычном сегменте, в результате чего российский ТЭК как бы хромает на одну ногу. И именно в сфере переработки ему нужны инновационные решения, способные превратить отрасль в инвестиционный магнит. Это касается и расширения линейки продуктов нефтехимии, и резкого роста производства высокооктанового бензина, и выпуска в промышленных масштабах сжиженного газа, и принципиально новых ноу-хау, например по сжижению угля...

 - У России имеется огромный опыт в сфере создания технологий нефтегазодобычи. Однако многие ноу хау отечественных ученых, такие как гидроразрыв пласта или горизонтальные скважины, были прежде реализованы на Западе и только потом «вернулись» к нам. А каковы сегодня, на Ваш взгляд, перспективы для дальнейшего развития и последующего внедрения новинок в области upstream?

Константин Симонов С новинками в сегменте upstream надо быть крайне осторожными. Вот Вы говорите о возврате в Россию передовых технологий типа гидроразрыва пласта (ГРП). Но ведь одно дело использовать его на месторождениях с падающей добычей, и совсем другое - на так называемых молодых. А ведь в России ГРП применялся именно в последнем случае. И чем тут гордиться? В итоге компании увеличивали добычу, минимизируя расходы, но при этом происходило разрушение нефтяного пласта. Так что мы вправе говорить о том, что шло внедрение не новых технологий, а, скорее, колониального способа разработки недр. И результат такой политики - маячащая перспектива падения добычи нефти. Понятно, что эпоха нефтяных фонтанов давно ушла в прошлое, но и использование деструктивных методов извлечения нефти из верхних пластов совершенно недопустимо. Поэтому сейчас перед российскими компаниями стоят важнейшие задачи. Первая - нужны технологии эксплуатации месторождений с высоким уровнем обводненности скважин и разрушенной структурой пласта. Уже известные в мировой практике, они могли бы с успехом применяться и на российских «старых», давно отрытых и хорошо освоенных месторождениях с развитой инфраструктурой.

Вторая задача - создание технологий разработки «молодых» месторождений Восточной Сибири, не имеющих пока никакой инфраструктуры.

Наконец, относительно новая для России сфера приложения усилий -освоение шельфа, особенно если речь идет о промышленной добыче в акватории северных морей.

 - Не меньше проблем и в сфере downstream. В России глубина переработки нефти доведена с большими усилиями до 71,3%, но и этого недостаточно для того, чтобы с успехом конкурировать с зарубежными компаниями. Поэтому, видимо, необходимо формировать новые программы научно-технического развития нефтеперерабатывающего комплекса. Как Вы оцениваете роль отечественных ВИНК в этом процессе?

Константин Симонов Показатели глубины переработки на большинстве отечественных НПЗ иначе как позором и назвать-то нельзя. В то же время исполнительная власть, похоже, начинает понимать, что глупо рассуждать о необходимости снижения доли ТЭК в российском ВВП. Гораздо умнее менять структуру производства в самом энергетическом комплексе. И теперь под «диверсификацией экономики» понимается, прежде всего, развитие переработки нефти и газа. Более того, страна остро нуждается в технологической революции в данной отрасли, которая у нас принадлежит к разряду архаичных. Так, более 90% нефтехимических заводов было построено еще в советское время, и с тех пор они практически не обновлялись. А из 27 НПЗ шесть были пущены в эксплуатацию еще до Великой Отечественной войны, еще шесть - до 1950 г. и восемь - до 1960 г.

Степень износа отечественных нефтеперерабатывающих предприятий, по данным Минэкономразвития, составляет 65%, а на некоторых НПЗ она достигла 80%. Всего 6% установок на действующих заводах эксплуатируются менее десяти лет. 45% основных фондов в нефтехимии не обновлялись более 20 лет. Возраст 37% производственного оборудования - от 10 до 20 лет и только 8% - до пяти лет. За 1990-2000 гг. было введено в действие только четыре новых предприятия по нефтепереработке. Так что пора, наконец, прекратить переливание из пустого в порожнее - надо заняться конкретными делами...

 - Сегодня в мире растет производство сжиженного природного газа (СПГ). В то же время Россия, обладающая крупнейшими запасами «голубого топлива» и добывающая его больше, чем любая другая страна, пока еще не освоила технологии выпуска СНГ. Способен ли, на Ваш взгляд, «Газпром» выйти на международный рынок сжиженного газа? Ведь в борьбе с конкурентами он будет вынужден в значительной степени опираться на разработанные ими же технологии...

Константин Симонов Что и говорить, отставание России в области СПГ очевидно. И нам необходимо срочно нагонять ушедшие вперед иностранные компании, в том числе и за счет покупки разработанных ими технологий. Иного пути тут просто нет. Другое дело, надо понимать: развернется жесточайшая игра. Зарубежные концерны станут требовать «в обмен» на технологии доли в добывающих проектах на шельфе. Поэтому и «Газпром» вправе отвечать адекватно, настаивая на получении доступа к конечным потребителям в различных странах.

СПГ открывает для России серьезнейшие перспективы - рынки США, Японии, Южной Кореи, наконец, юга Европы (одна только Испания - третий в мире по объемам потребитель сжиженного газа, превосходящий по этому показателю даже США).

Мне представляется, что «Газпром» мог бы действовать куда более динамично в сфере развития собственной индустрии СПГ. Однако ему, видимо, сложно перейти на новые рельсы - наша газовая отрасль все еще нацелена преимущественно на сухопутную добычу и на транспортировку газа по трубопроводам. Только недавно в рамках проекта «Сахалин-2» были пущены первые линии по производству СПГ, да и то созданные силами иностранных корпораций. Тем не менее перестраиваться придется, и притом в ускоренном темпе, - слишком уж быстро развивается рынок сжиженного газа...

 - Мировой опыт свидетельствует, что многопрофильные корпорации и холдинги оказываются, как правило, менее эффективными. Они все чаще либо разоряются, либо избавляются от непрофильных активов, концентрируются на основной сфере деятельности и в результате добиваются соответствующих результатов. Как в связи с этим должны, по Вашему мнению, строить свой бизнес российские ВИНК?

Константин Симонов Принципиально не согласен с прозвучавшим в вопросе утверждением. Наоборот, западные энергетические корпорации стремятся замкнуть производственную цепочку - от добычи углеводородов до продажи электроэнергии конечным потребителям. Посмотрите на рейтинг ведущих компаний мира по капитализации - энергетические холдинги занимают там далеко не последние места. В чем же тогда их неэффективность? Какая крупная структура, включающая в себя сектора upstream и downstream, разорилась в последнее время?!

Напротив, это случалось с теми из них, что не были «прикрыты» либо с точки зрения ресурсов, либо с позиций сбыта. Самым громким скандалом в энергетике стала история с Enron. Компания в 1990 г. была крупнейшим продавцом природного газа в Северной Америке и Великобритании. Вот тут бы и задуматься о вложениях в добычу. Но что делает концерн? Он начинает торговать углем, бумагой, пластмассами и металлами. Отсюда и катастрофа. Конечно, если нефтедобывающая корпорация начинает покупать предприятия по изготовлению бумаги - это глупо. Но приобретение тех же энергогенерирующих мощностей вполне соответствует стратегии продления производственной цепочки.

В последние 15 лет становится все более очевидным тот факт, что нефтяные и газовые компании стремительно превращаются в энергетические. Особенно ярко это проявляется на примере слияний газовых и энергетических корпораций. Аналогичным путем нужно идти и российским ВИНК, приобретая все больше активов downstream в регионах сбыта углеводородов. Так в частности, уже поступают «Газпром» и ряд нефтяных компаний, прежде всего «ЛУКОЙЛ». В то же время не разделяю современной «моды» на инвестирование в зарубежные проекты в сфере upstream, особенно на фоне ситуации в Восточной Сибири с ее неосвоенными месторождениями.

 - Внедрение новейших технологий в отечественный ТЭК необходимо не только для повышения конкурентоспособности российских компаний, но и для обеспечения экологической безопасности. Способен ли справиться с этой задачей частный бизнес или тут обязательно использование «административного ресурса» государства?

Константин Симонов Все прекрасно понимают, что частный бизнес, стремящийся к максимизации своей прибыли, заинтересован в сокращении расходов на поддержание экологической безопасности. Экологическая ответственность возникает у компании тогда, когда за этим внимательнейшим образом следит государство. Любая современная корпорация включает в свои годовые отчеты красочные иллюстрации того, как она заботится об окружающей среде. Но совершенно очевидно, что для нее это - ненужные затраты. Поэтому необходимо постоянно заставлять предпринимателей расходовать средства на подобные программы.

В связи с этим государство должно использовать экологическую экспертизу в качестве инструмента защиты окружающей среды, а не как аргумент при переделе собственности, как это иногда бывает в России...

Опубликовано: «Нефть России», 05.07.2007


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики