Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > С. Митрахович: Дальнейшее сокращение транзита газа через Украину неизбежно

С. Митрахович: Дальнейшее сокращение транзита газа через Украину неизбежно

Киев и Брюссель объявили о принципиальном согласовании продления контракта на транзит газа через Украину. Правда, стороны не раскрывают деталей встречи и не подписали финальных документов. Действующий контракт России и Украины истекает 1 января 2020 года. По словам министра энергетики РФ Александра Новака, готов подробный проект нового документа, однако, когда он может быть окончательно согласован и подписан, ни одна из сторон не уточняет.

Придут ли к общему консенсусу страны Агентству нефтегазовой информации рассказал эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович:

- Россия, Украина и Еврокомиссия ведут напряженные переговоры по новому транзитному контракту, которые проходят в разных городах Европы, символизируя общеевропейскую значимость данного вопроса. После нескольких раундов переговоров все три стороны стали заявлять о достижении принципиального согласия о продолжении транзита газа через Украину. Однако, никаких параметров нового контракта все же объявлено не было - переговоры продолжаются.

Компромисс возможен в нескольких вариантах. Во-первых, это среднесрочный контракт на транзит (3-5 лет) в объеме не более 40 млрд кубов обязательной прокачки (дополнительные объемы могут быть указаны как опциональные, но не гарантированные). Во-вторых, гипотетически возможен вариант краткосрочного контракта (1-2 года) на большие объемы прокачки - около 60 млрд кубов в год. В-третьих, возможно подписание некоего промежуточного контракта на тот период, пока в силу после всей международной и национальной сертификации не вступят полномочия новой компании – «Оператора газотранспортной системы Украины», созданной в результате анбандлинга Нафтогаза.

Важным камнем преткновения для подписания газового контракта был сюжет с российским долгом Нафтогазу по итогам разбирательств в Стокгольмском арбитраже. Судя по утечкам с переговоров, дошедшим до прессы, российская сторона соглашается погасить данный долг и увязать с его согласием уже Украины на новый транзитный контракт, подразумевающий существенное сокращения объема газа, идущего через Украину в Европу.

Проблема в том, что в Киеве существует не только условная партия «газового компромисса», но и условная «партия газовой войны», представленной руководством Нафтогаза в лице Андрея Коболева и Юрия Витренко. В силу своей политической аффилированности с демпартией США и сложной личной истории отношений с Газпромом, представители «партии войны» могут попытаться сорвать заключение нового контракта. Так, глава НАК «Нафтогаз Украины» Коболев 20 декабря 2019 года заявил, что для подписания нового контракта на транзит газа из РФ необходим месяц - в том случае, «если будет принято решение менять стандартный типовой договор на транспортировку газа». С учетом анбандлинга Нафтогаза формальностей действительно много, но при наличии соглашения на политическом уровне бюрократические препоны можно обойти. Если же соглашения не будет, то о формальных сложностях может вспомнить уже Газпром: например, можно просто потребовать от «Оператора газотранспортной системы Украины» провести аукцион на бронирование мощности ГТС Украины (процедура open season) по правилам третьего энергопакета. А эта процедура может занять до двух месяцев.

В любом случае, каким бы не был новый контракт, все равно ясен главный тренд - украинский транзит будет все равно снижаться, издержки Украины на поддержание мощностей ГТС в полном объеме будут расти. Результатом станет невозможность предложить российской стороне конкурентоспособные (в сравнении с иными маршрутами) ставки на транзит и неизбежное дальнейшее дополнительное снижение объемов транзита через Украину.

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 23.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики