Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтегазовый реверс из Польши является уловкой Белоруссии для преференций от России

Нефтегазовый реверс из Польши является уловкой Белоруссии для преференций от России

Нефтегазовый реверс Белоруссии является политической уловкой президента Лукашенко – полагает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

Белоруссия не может отказаться от закупок газа в России

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что его страна рассматривает возможность получения нефти и газа по реверсу из Польши. На практике это технически возможно, но с точки зрения финансов является совершенно бессмысленным предприятием.

Перед нами очередная реакция Минска на ход переговоров с Москвой по интеграции России и Белоруссии, которые идут уже не один месяц и где белорусы требуют значительных уступок, но сами не хотят идти на симметричные шаги. Впрочем, если брать вопросы нефти и газа, то здесь очевидно, что более дешевых энергоресурсов, чем в нашей стране, данное государство точно найти не сможет.

«Я думаю, что Лукашенко пытается выторговать дальнейшие привилегии от России, поскольку на сегодняшний день у нас существует масштабная система субсидирования белорусской экономики, в том числе, и по направлению энергоносителей», - заключает Митрахович.

Если брать газовый вопрос, то газ для Белоруссии в зависимости от сезона стоит 130 долларов за тысячу кубометров, а для Польши цена может доходить до 180-200 долларов за тысячу кубов, и это делает такие заявления Лукашенко риторическим приемом.

«Лукашенко хочет такие же цены на газ для Белоруссии, как в Смоленской области, где сырье стоит 70 долларов за тысячу кубов, но в России существуют разные регионы, где цены на газ значительно выше – та же Ленинградская область и Кавказ», - констатирует Митрахович.

Здесь нужно обратить внимание на то, что цены для Смоленской области не являются рыночными, а представляют собой производное тех государственных дотаций, которые правительство РФ и федеральный бюджет вкладывают в этом регионе в энергоносители.

«Россия не собирается проводить аналогичное дотирование Белоруссии в условиях, когда Минск не хочет идти на введение единой валюты с Россией с одним эмиссионным центром, когда Минск не хочет допускать российские компании до приватизации интересных белорусских активов – например, до машиностроительных заводов или калийных предприятий», - резюмирует Митрахович.

Не надо забывать про внешнеполитические противоречия, которые присутствуют в наших отношениях. Это вопрос признания Крыма, Абхазии и Южной Осетии, российская военная база на территории Белоруссии и другие действия, которые Минск пока саботирует.

«Кроме того, у нас с Белоруссией нет единого газового рынка, поскольку Минск не пускает российские газовые компании на свой внутренний рынок, т.е. газ продается Россией белорусскому предприятию, и оно затем его дальше перепродает», - заключает Митрахович.

Как заключает эксперт, Россия в этом вопросе ведет себя совершенно иначе – например, белорусские предприятия могут напрямую продавать свою продукцию на российском рынке. Минск хочет, чтобы российский газ продавался белорусскому посреднику, как можно дешевле, но без какого-либо участия российских компаний в данном экономическом процессе. Белорусы хотят уступок, но сами на них не идут.

«Это объясняется тем, что у нас в базовых документах, в том числе, и по Евразийскому союзу, допускаются изъятия, поскольку единый газовый рынок на евразийской площадке должен быть реализован только к 2025 году», - констатирует Митрахович.

Что касается реверса, то здесь возможен украинский и польский варианты – Варшава ведь часть газа также закупает по виртуальному реверсу из Германии, но все это, совершенно точно, не будет экономически обосновано или эффективно с финансовой точки зрения.

С нефтью белорусам также не удастся что-то сделать

«С нефтью все еще проще. Белоруссия получает ее без пошлины, поскольку российские компании, которые экспортируют данное сырье в эту страну такой сбор не платят. По этой причине, нефть обходится Минску очень дешево», - резюмирует Мирахович.

В случае наличия пошлины, экспортер ее перекладывает на покупателя, но в рамках российско-белорусских отношений этого просто нет, причем в Минске очень боятся введения такой практики, с чем связаны постоянные требования по компенсации за налоговый маневр.

«Российская нефть всегда обходится белорусам дешевле, чем покупателям в Европе. Плюс часть нефти, объемом в 6 млн тонн в год, Минск имеет право перетамаживать, т.е. 18 млн тонн идет без пошлины, а 6 млн тонн регистрирует таким путем. Суть в том, что таможенную пошлину получает белорусский бюджет, а не российский, и так мы, по сути своей, опять дотируем Белоруссию», - заключает Митрахович.

По словам Станислава Павловича, «перетаможку» должны отменить, но об этом говорят давно, а сама эта система продолжает действовать все последние годы. Поэтому реальной альтернативы для российской нефти у Белоруссии нет.

«У Минска был эксперимент с купленной у Венесуэлы партией нефти, которая оказалась азербайджанской поставкой по нефтепроводу Одесса-Броды, но ее цена была настолько большой, что Белоруссия от этой схемы отказалась сразу», - констатирует Митрахович.

Таким образом, перед нами очередные спекуляции Лукашенко перед новым раундом переговоров с Путиным. Белорусы хотят получить здесь наилучшие варианты, и для этого активно пользуются политической риторикой.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 24.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики