Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дело - труба. Кто достроит «Северный поток-2»?

Дело - труба. Кто достроит «Северный поток-2»?

Работы прервались, когда оставалось проложить около пяти процентов от всей протяженности трассы — из-за вступивших в силу американских санкций.

«Апофеозом абсурда», по выражению спикера Совфеда Валентины Матвиенко, стала ситуация с почти достроенным газопроводом «Северный поток-2». В тот момент, когда оставалось проложить сотни полторы километров трубы или около пяти процентов от всей протяженности трассы, из-за вступивших в силу американских санкций работы прервались. Документ, подписанный президентом Дональдом Трампом, запрещает предоставлять какие-либо услуги для строительства газопроводов под угрозой блокирования активов компаний-подрядчиков в США и невозможности ведения бизнеса с американскими контрагентами. В результате швейцарская компания Allseas заявила о приостановке работ. В понедельник ее суда покинули зону строительства газопровода.

Оптимизм по поводу окончания строительства «Северного потока-2» в контексте новых санкций высказал премьер Дмитрий Медведев. По его словам, на завершение строительства просто понадобится «чуть больше времени», поскольку у «Газпрома» есть альтернативные варианты прокладки труб. Однако с небес на землю оптимистов вернул глава «Объединенной судостроительной корпорации» Алексей Рахманов, который прямо заявил, что у России «таких судов, которые прямо сегодня могли бы приступить к работе, нет». При этом создать такой корабль Россия способна, но не скоро. Только проектные работы займут от полутора до двух лет, еще три-четыре года – собственно строительство, - сообщил глава ОСК.

Другое дело, что руководитель «Объединенной судостроительной корпорации» несколько слукавил, говоря, что у России на сегодня нет судов-трубоукладчиков. Есть по меньшей мере два: «Академик Черский» и баржа-укладчик «Фортуна». Правда, «Черский» сейчас на Дальнем Востоке, а на переход в Балтику ему нужен месяц. Зато «Фортуна», которая укладывала первый десяток километров обеих ниток газопровода, - всего в двух днях хода от места работ, - отмечает «Газета.ру». Она более чувствительна к волнению, чем суда швейцарцев, но вполне способна укладывать трубу со скоростью около 1,5 км в день. За три месяца с ее помощью можно было бы управиться, но фактор балтийской погоды тоже внесет свои коррективы. И тогда «Северный поток-2» удастся достроить к середине 2020 года.

Впрочем, есть шансы и на то, что к окончанию работ вернутся швейцарцы. Как отметил в эфире НСН ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, суда компании Allseas не отошли далеко от места работ. Дело в том, что Allseas обратилась к американским властям за разъяснениями, но де-факто – за отсрочкой. Как пояснил собеседник НСН, США «всегда прописывают в своих санкционных пакетах» право компании запросить 30-дневную отсрочку. По сути действия США направлены не на прекращение строительства как такового, а на укрепление своей переговорной позиции. И речь, скорее, пойдет о торге с Россией и Европой, в первую очередь с Германией. А 30-дневного срока будет вполне достаточно для окончания строительства «Северного потока-2», - убежден эксперт.

Автор: Всеволод Нерознак

Источник: НСН, 24.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики