Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газовая сделка» станет последним большим энергетическим договором РФ и Украины

«Газовая сделка» станет последним большим энергетическим договором РФ и Украины

Отказ от взаимных претензий закрывает историю с судами «Газпрома» и «Нафтогаза» – полагает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

«Газпром» защитил себя от угрозы новых судебных споров

Москва и Киев договорились, что с 1 января они обнуляют взаимные претензии по газовым договорам от 2009 года. По этой причине, будут сняты аресты с имущества, которые были наложены на активы компании «Газпром» на Украине и в государствах Евросоюза.

Таким образом, газовая сделка России и Украины, где едва ли не главным условием является выплата сформированного стокгольмскими арбитрами «долга» в 2,56 млрд долларов плюс пени, закрывает тему всех судебных споров «Газпрома» и «Нафтогаза». В то же время, не до конца ясно, а подразумевает ли это отказ «Газпрома» от апелляции в государственном шведском суде против спорного решения арбитража.

«Последовательность здесь такая – «Газпром» перечисляет «Нафтогазу» 2,9 млрд долларов, а украинская компания начнет отзывать свои иски, которые были ею направлены к «Газпрому». Это логично, поскольку после перечисления денег «Газпромом» любые иски «Нафтогаза» лишатся своего правового обоснования, поскольку они базировались именно на штрафе», - заключает Юшков.

Стороны также отказываются от всех встречных исков за невыполнение действующих контрактов, как за период с 2010 по 2017 годы, так и в период 2018-19 годов. Это важный момент, поскольку решение арбитров затрагивало только ситуацию 2010-17 годов.

«Стороны откажутся от любых претензий за 2018-19 годы, пусть это выходит за рамки решения шведских арбитров. В ходе арбитражного спора рассматривался период с 2009 по 2017 годы, но ведь и после этого стороны не выполняли условия контракта», - резюмирует Юшков.

Россия, как известно, была обязана перекачивать через Украину 110 млрд кубов газа в год, а украинская сторона покупать большие объемы газа по принципу «бери или плати». Именно своеобразная трактовка шведскими арбитрами этих взаимосвязанных условий и привела к их несправедливому решению, которое принесло компании «Газпром» убытки объемом почти в 5 млрд долларов.

«Еще «Нафтогаз» отказывается от разных мифических вещей – например, эта компания угрожала подать иск против «Газпрома» на 12 млрд долларов, причем непонятно на каких основаниях, и от целого ряда внутриукраинских решений», - констатирует Юшков.

В отношении «Газпрома» здесь снимаются высосанные из пальца штрафы украинского Антимонопольного комитета, которые этот орган просто придумал, поскольку юридически и физически отнюдь не российская компания прокачивает газ через территорию Украины. 

«Все дополнительные иски против «Газпрома» украинская сторона снимает в ответ на выплату ей 2,9 млрд долларов. Вот так стороны здесь и расстаются, полностью урегулировав конфликтную ситуацию вокруг контрактной системы 2009 года», - заключает Юшков.

Россия продолжает менять газовый рынок Европы

В результате, Россия добилась главного, а именно сохранила транзит российского газа через территорию Украину и избавилась от угрозы появления неожиданных проблем вроде нового «решения» шведских арбитров. В то же время, в рамках нового соглашения имеется интересное условие, что оно подписывается на пять лет, но может быть продлено на 10, а ведь на 2025 год в Европе будет другая ситуация.

К тому моменту, Россия полностью реализует систему «Северного потока-2» и «Турецкого потока», после чего важность украинского транзита будет носить локальный характер, и если в ЕС не будет увеличено потребление, то транзит будет не выше 15-20 млрд кубов в год.

Соответственно, возникает вопрос, а не может ли это сыграть против России, ведь по новому соглашению устанавливается лимит в 40 млрд кубов транзита газа в год (за исключением 2020 года – 65 млрд кубов), и это выше российских потребностей после 2025 года. 

«Цифра в 40 млрд кубов является уступкой Украине, поскольку существуют большие сомнения, что украинская газотранспортная система может оставаться рентабельной в том случае, если газовый транзит будет меньше этой цифры», - резюмирует Юшков.

По словам Игоря Валерьевича, это открывает пространство для переговоров, поскольку в договоре не предусмотрено обязательного пункта о его пролонгации. Таким образом, либо Украина согласится с российскими требованиями по поддержанию конкретных магистральных направлений – например, на Румынию и Молдавию или на Словакию, либо наша страна будет искать другие варианты доставки туда газа.

В связи с этим, изменение ситуации на европейском газовом рынке после окончания реализации российских морских газопроводов заставит Украину либо полностью отказаться от транзита газа, либо выстроить сотрудничество так, как это будет выгодно России.

«Это соглашение будет подводить к тому, что мы продолжим качать через Украину точечно, только в конкретные страны, а не гнать огромные объемы газа в Австрию, как это происходило на протяжении долгих лет», - констатирует Юшков

По этой причине, новое соглашение между «Газпромом» и «Нафтогазом» выполняет главную задачу, а именно оно начинает изменения на газовом рынке Европы и снижает значение Украины в российском газовом транзите до статуса рядовой страны.

Поэтому, несмотря на издержки, «Газпром» последовательно идет к реализации своих стратегических целей.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 27.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики