|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Белоруссия вводит экологический налог на транзит российской нефти по своей территории Белоруссия вводит экологический налог на транзит российской нефти по своей территорииСоответствующий указ подписал Лукашенко. Как это отразится на России? И отразится ли? Эксперты сомневаются, что белорусский президент добьется от Москвы уступок Из текста указа Лукашенко кажется, что он затронет Россию. Но пока — это только кажется. В тексте прописано: «Установить налог на прибыль в 50% транспортерам нефти по территории Белоруссии. Но дело в том, что транспортеры — это белорусские же компании. То есть это им придется заплатить налог. А их прибыль — это в свою очередь деньги, которые российские компании платят за транзит нашего топлива по Белоруссии в Европу. На эту транзитную ставку Лукашенко, в теории, повлиять не может. Это международные контракты не между странами, а между компаниями. Правда, Минск регулярно грозится резко увеличить стоимость транзита. Но этого не происходит. И, кстати, есть специальные процедуры. Допустим, компании не смогли договориться, тогда подключаются антимонопольные ведомства и так далее, пока не договорятся. Впрочем, решение Белоруссии потенциально может коснуться России, говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков: «Я бы пока не стал бить тревогу и говорить о том, что это направлено исключительно против российских компаний. Конкретно нынешние поправки в законодательство белорусское никак не отражаются на ставке транзита российской нефти через Беларусь. Но в дальнейшем, действительно, это может быть использовано как аргумент для того, чтобы попытаться каким-то образом повысить стоимость прокачки через Беларусь именно российской нефти. Но опять же ставка транзита не определяется исключительно желанием самой белорусской компании. Формула ценообразования на транзит прописана в российско-белорусских двухсторонних договорах». Тут еще один важный психологический момент. Лукашенко вводит именно экологический налог. А это, в свою очередь, связано с громкой историей о загрязнении нефти. Вспомним: весной, когда в трубу попал хлор, Минск грозился почти на четверть повысить транзитный тариф. Именно потому, что загрязнение нанесло урон экологии. В итоге, договорились о повышении чуть больше, чем на 3,5%. Но Лукашенко не раз говорил, что Россия своей грязной нефтью испортила Белоруссии экологическую обстановку. И теперь экологический налог — это упрек Москве: вы нам навредили, а нам теперь приходится за это платить. Разумеется, Александр Григорьевич постарается что-нибудь выторговать. Но если российские интересы действительно пострадают, то у Москвы найдется, чем ответить, говорит политолог Дмитрий Болкунец: «Все эти налоги, которые Лукашенко сегодня вводит, они уже были в истории двухсторонних отношений, и ничего совершенно нового здесь не открывается. Поэтому реакцией Москвы будет спокойное наблюдение за ситуацией, и при необходимости Россия имеет возможности в том числе перенаправить экспорт нефти другими каналами. Это не проблема — это не газ. Я думаю, что по дипломатическим каналам белорусскому руководителю будет доведена более четкая позиция по этим вопросам. Я напомню, что газовый контракт всего лишь на два месяца с Белоруссией заключен, уже полмесяца прошло». Для Лукашенко сейчас важнее всего договориться о поставках российской нефти. С 1 января они прекратились, из-за чего Белоруссии пришлось остановить экспорт топлива. А для Минска это значительная часть валютных поступлений в бюджет. 4 января поставки возобновились, но это разовые контракты, временное решение. Главное препятствие — разногласия по поводу стоимости российского сырья. В четверг Лукашенко заявил, что до сих пор не договорился с Путиным по поводу поставок. Кстати, ремарка, заявление российского вице-премьера Дмитрия Козака: вопросами ценообразования нефти занимаются российские и белорусские компании, власти стран к этому процессу отношения не имеют. В пятницу в СМИ появились сообщения, что Путин и Лукашенко встретятся в понедельник. В Кремле заявили, что в графике российского президента такой встречи нет. Москва добивается, чтобы Минск начал претворять в жизнь планы по интеграции двух государств. И рано или поздно эта ситуация должна разрешиться, поскольку Россия стоит на своем, а Белоруссия не может жить без нашего топлива. Ну а пока Лукашенко в виде экологического налога, видимо, делает шаг, чтобы все-таки добиться от нас какой-нибудь уступки. Источник: BFM.RU, 10.01.2020 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|