|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия и Белоруссия не сошлись в цене транзита нефти Россия и Белоруссия не сошлись в цене транзита нефтиМинск хочет компенсировать последствия налогового манёвра дополнительными выплатами Россия и Белоруссия не смогли договориться о размере повышения тарифа на транспортировку нефти в Европу. Минск хочет включить в плату недополученную выручку от прошлогодней аварии на нефтепроводе «Дружба», но оценка ущерба вызывает вопросы у российских переговорщиков. Эксперты предупреждают, что завышенная стоимость транзита рискует снизить привлекательность белорусского направления у российских компаний, которые могут воспользоваться другими экспортными маршрутами. Представители РФ и РБ не смогли договориться о стоимости транзита российского чёрного золота и нефтепродуктов по территории соседнего государства. Как заявил замруководителя Федеральной антимонопольной службы России Алексей Голомолзин, в позициях сторон есть разногласия, и окончательное решение будет принято в январе. Ранее сообщалось, что ФАС и Министерство антимонопольного регулирования и торговли республики Беларусь (МАРТ) проведут переговоры 13 января, чтобы определить величину повышения тарифа на транспортировку российской нефти в Европу. В МАРТ сообщили, что Минск предложил Москве повысить тариф на размер инфляции, как это предусмотрено действующей методикой, и добавить ещё определённый процент, компенсирующий недополученную в прошлом году выручку из-за сокращения транзита в результате аварии на нефтепроводе «Дружба», передаёт РИА Новости. По словам представителя МАРТ, у российской стороны возникли вопросы по расчётам белорусского предприятия «Гомельтранснефть Дружба», и их решили уточнить дополнительно на уровне специалистов. Белоруссия также отметила, что, по действующей методике, размер тарифов на транзит российской нефти и нефтепродуктов должен быть определён не позднее 15 января, а если это не удастся, решение обязаны принять до 1 февраля. Ранее источники в нефтяной отрасли двух стран говорили, что белорусская сторона хочет повысить тариф на транзит нефти из РФ на 16,6%. В ФАС при этом отмечали, что, если стороны не договорятся до 15 января, стоимость транзита будет увеличена на размер инфляции, плюс не более 3%, то есть на 6,8%. Отсутствие результата на переговорах 13 января — итог нестыковки в оценке ущерба, проведённой белорусской стороной, считает финансовый аналитик «БКС Премьер» Сергей Дейнека.
Белорусская сторона уже вернула значительную часть выпадающих доходов от транзита прошлого года за счёт сентябрьского повышения тарифа, полагает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. Напомним, для компенсации недополученной белорусской стороной выручки с 1 сентября плата за транспортировку нефти по территории Белоруссии была увеличена на 3,7% до конца 2019 года. Тогда же стороны договорились вернуться к вопросу повышения тарифа в начале 2020-го. Экологическая картаПо мнению Игоря Юшкова, попытки ещё больше поднять стоимость транзита — часть инициированного Минском торга по поводу российского налогового манёвра. Той же причиной эксперт объясняет и заявление Белоруссии о введении дополнительного налога на транспортировку нефти по территории республики. Как сообщила белорусская сторона, указ о новом экологическом налоге уже подписал президент республики Александр Лукашенко. Предполагается, что средства пойдут на ликвидацию возможных последствий при аварии на нефтепроводе или других чрезвычайных ситуаций. Позже информированный источник пояснил, что новый налог не коснётся российских компаний. Платить его будет белорусская «Гомельтранснефть Дружба».
Эксперт полагает, что компромиссным вариантом для обеих стран будет повышение тарифа на 5-6%. Он отмечает, что увеличение стоимости транзита больше, чем на 10% может быть не выгодно самому Минску, поскольку оно способно вызвать изменение грузопотоков.
Зависшие поставкиМежду тем Минск до сих пор не решил вопрос с поставками российской нефти на белорусские НПЗ. Контракты были подписаны лишь с двумя российскими предприятими «Русснефтью» и «Нефтисой». Другие компании — ключевые поставщики чёрного золота не переподписали договоры на 2020 год, поскольку РБ требует от них отказаться от премии к экспортному паритету, которая составляет около $10 за тонну. Руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев отмечает, что российские фирмы Михаила Гуцериева, согласившиеся обепечивать нефтью белорусские НПЗ без премии, в любом случае будут удерживать эти поставки, так как у предпринимателя в Белоруссии есть свои производства, и их работу нужно обеспечивать. Однако данные поставки компенсируют только 50% потребностей НПЗ в Белоруссии — этого достаточно для обеспечения нефтепродуктами внутреннего рынка, но не хватит для поддержания экспорта на необходимом уровне, предупреждает эксперт. Лукашенко заявил, что Россия предлагает своему соседу сырьё по цене выше мировой, однако специалисты с ним не согласны.
В свою очередь Артём Деев поясняет, что поставки из РФ обеспечивали нефтеперерабатывающую отрасль Белоруссии дешёвым сырьём, и сейчас Минск пытается принудить Москву экспортировать чёрное золото в РБ по внутренним ценам или же компенсировать выросшие затраты.
Он полагает, что переговоры Москвы и Минска не будут простыми и быстрыми. При этом затягивание конфликта грозит Белоруссии потерей экспорта нефтепродуктов и возможным экономическим кризисом. Россия же легко может обойтись без поставок нефти в республику, резюмировал эксперт. Автор: Михаил Калмацкий Источник: News.Ru, 13.01.2020 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|