Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Труба ждет у моря погоды

Труба ждет у моря погоды

Когда возобновится строительство "Северного потока-2"

Начало строительства финальной части газопровода "Северный поток-2" откладывается, хотя в успешном завершении проекта нет сомнений даже у его противников.

Проложено более 2,3 тысячи км трубопровода из 2,46 тысячи, но после введения санкций США суда швейцарской компании Allseas, которая укладывала трубы по дну Балтийского моря, покинули место работ. С момента остановки работ прошел уже почти месяц, но пока даже неизвестно, кто и какими средствами будет достраивать газопровод.

В компании Nord Stream 2 AG (операторе проекта) "РГ" сообщили, что пока не готовы комментировать сроки возобновления работ и их технические нюансы. В Минэнерго России и "Газпроме" не ответили на запрос. При этом глава "Газпрома" Алексей Миллер заявил в интервью телеканалу "Россия 1", что наша страна сможет достроить "Северный поток-2" своими силами.

Есть два российских судна, теоретически готовых продолжить строительство. Но одно из них - "Фортуна" - предназначено для укладки труб в прибрежных водах и не имеет системы динамического позиционирования (предназначенна для удержания судна в заданной позиции или области), которая необходима по правилам безопасности для работ в территориальных водах Дании. Второе судно - принадлежащий "Газпрому" трубоукладчик "Академик Черский", но он стоит в Находке, путь из которой до места работ займет от одного до двух месяцев в зависимости от условий навигации. К оснащению этого судна также имеются вопросы. На нем есть система динамического позиционирования, но, по словам главы Минэнерго Александра Новака, "необходима его дополнительная подготовка к работам на Балтике" (цитата по ТАСС).

Шторма в Балтийском море не считаются особенно сильными, на открытых пространствах волны в среднем достигают 3-4 метров (зарегистрированный максимум - 14 метров), но даже в таких условиях укладка труб по дну моря весьма проблематична. Пик штормов приходится на осень и раннюю весну. Если даже трубоукладчик "Академик Черский" выйдет из Находки до конца января, то прибудет он на место работ к самому сезону морских волнений. Поэтому никакого особого смысла сейчас спешить с его отправкой из Находки нет. Можно спокойно дооснастить и подготовить корабль к работе.

Если судно "Академик Черский" начнет укладку труб в мае, то сможет закончить работы в сентябре или октябре

Лучшее время для прокладки труб на Балтике вторая часть весны, лето и ранняя осень. То есть из Находки "Академику Черскому" нужно выйти в марте этого года. Если судно начнет работы на Балтике в мае, то сможет их закончить в сентябре или октябре. Заявленная скорость трубоукладки "Академика Черского" до 5 км в сутки, но учитывая, что ему придется работать в связке с вспомогательными судами, скорее всего, в день будет удаваться прокладывать не более 1,5 км труб. На тестирование и подготовку к запуску газопровода уйдет не меньше двух месяцев. В итоге мы получаем, что "Северный поток-2" будет запущен не раньше ноября-декабря 2020 года.

При этом 24 мая истекает срок, в течение которого на "Северный поток-2" не распространяются недавно принятые поправки в Третий энергопакет ЕС, что будет означать невозможность для "Газпрома" использовать мощности трубопровода на 100%.

Впрочем, эта проблема не настолько критична. "Поправки уже вступили в силу, и формат их применения зависит от правительства Германии как страны входа газопровода, поэтому май 2020 года не является критически важной датой", - считает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Кроме того, действие поправок можно обойти, создав независимого оператора для участка трубы в территориальных водах Германии, на который они распространяются.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 13.01.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики